В 2018 году Федеральный проект «Трезвая Россия» впервые осуществил независимое аналитическое исследование эффективности антинаркотической работы субъектов Российской Федерации. Итогом исследования стал уникальный доклад «ТРЕЗВАЯ РОССИЯ – ПРОТИВ НАРКОТИКОВ. Антинаркотический рейтинг эффективности субъектов Российской Федерации – 2018»(далее – «Антинаркотический рейтинг регионов — 2018»).

«Антинаркотический рейтинг регионов — 2018» подготовлен в целях предоставления обществу, органам государственной власти и местного самоуправления независимой, актуальной и объективной картины эффективности антинаркотической работы субъектов Российской Федерации. Исследование также выявляет и сравнивает масштабы негативных последствий наркотизации населения и распространения наркотиков.

Сегодня человеческий капитал и здоровье нации становятся главным гарантом суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации. Антинаркотическая деятельность регионов определяет уровень здоровья граждан Российской Федерации. Сравнительный мониторинг антинаркотической деятельности регионов впервые выявляет вектор и степень заботы региональных властей о гражданах, указывая им, в частности, где и что нужно исправить.

Задача «Антинаркотического рейтинга регионов – 2018» — содействие повышению эффективности государственной антинаркотической политики, а также совершенствованию антинаркотической деятельности в каждом из субъектов Российской Федерации. Рейтинг демонстрирует, что существующий сегодня уровень эффективности антинаркотической работы регионов России, в целом, — недостаточный.

Уникальность «Антинаркотического рейтинга регионов – 2018» заключается в том, что он впервые объединяет разрозненные статистические показатели различных ведомств в единую специально разработанную ясную и прозрачную систему. Это позволяет непредвзято и максимально объективно оценить реальный вклад каждого конкретного региона России в общероссийскую антинаркотическую работу. Данный рейтинг – это кросс-региональный общественный «мотиватор» для усиления эффективности антинаркотической деятельности во всех субъектах Российской Федерации.

«Антинаркотический рейтинг регионов — 2018»

Место Субъект Российской Федерации Балл
1 Архангельская область 22,62
2 Чукотский авт.округ 23,97
3 Волгоградская область 23,99
4 Чеченская Республика 24,09
5 Республика Мордовия 24,41
6 Орловская область 24,42
7 Кировская область 24,44
8 Республика Дагестан 24,73
9 Рязанская область 24,99
10 Чувашская Республика 25,12
11 Республика Саха (Якутия) 25,17
12 Пензенская область 25,29
13 г. Севастополь 25,41
14 Ненецкий авт.округ 25,88
15 Кабардино-Балкарская Республика 25,96
16 Ивановская область 25,99
17 Тверская область 26,05
18 Псковская область 26,06
19 Республика Карелия 26,43
20 Республика Алтай 26,54
21 Белгородская область 26,93
22 Тамбовская область 27,06
23 Республика Марий Эл 27,23
24 Саратовская область 27,37
25 Республика Ингушетия 27,53
26 Республика Адыгея 27,62
27 Тюменская область 27,84
28 Калининградская область 28,23
29 Республика Коми 28,36
30 Оренбургская область 29,01
31 Владимирская область 29,04
32 Республика Калмыкия 29,28
33 Республика Северная Осетия — Алания 29,50
34 Тульская область 29,59
35 Курская область 29,79
36 Вологодская область 30,07
37 Брянская область 30,25
38 Краснодарский край 30,68
39 Ульяновская область 30,76
40 Липецкая область 30,82
41 Ставропольский край 30,84
42 Нижегородская область 31,42
43 Калужская область 31,57
44 Хабаровский край 31,76
45 Смоленская область 32,04
46 Алтайский край 32,15
47 Костромская область 32,24
48 Ямало-Ненецкий авт.округ 32,64
49 Удмуртская Республика 32,74
50 Республика Башкортостан 32,96
51 Томская область 33,20
52 Красноярский край 33,29
53 Ростовская область 33,86
54 Карачаево-Черкесская Республика 33,87
55 Воронежская область 33,89
56 Республика Татарстан 34,29
57 Забайкальский край 34,36
58 Новгородская область 34,39
59 Астраханская область 34,69
60 Иркутская область 35,91
61 Пермский край 36,12
62 Мурманская область 36,37
63 Ярославская область 36,41
64 Республика Бурятия 36,98
65 Свердловская область 37,43
66 Республика Тыва 37,75
67 Камчатский край 37,77
68 Омская область 38,28
69 Новосибирская область 38,33
70 Ленинградская область 38,91
71 Самарская область 38,95
72 Ханты-Мансийский авт.округ-Югра 39,19
73  р. Крым 39,35
74 Магаданская область 39,42
75 Курганская область 39,53
76 Амурская область 40,45
77 Республика Хакасия 41,28
78 г.Москва 42,53
79 Челябинская область 43,59
80 Московская область 43,66
81 г. Санкт-Петербург 45,33
82 Кемеровская область 45,81
83 Сахалинская область 46,01
84 Еврейская автономная область 47,52
85 Приморский край 56,62

Руководитель Федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев: «Основная задача «Антинаркотического рейтинга регионов — 2018» заключается в том, чтобы абсолютно независимо и объективно оценить реальную антинаркотическую работу в России, а также ее последствия в каждом из регионов нашей страны. Мы ожидаем, что данный независимый доклад поможет федеральным и региональным чиновникам найти действенные меры, пути и методы для корректировки текущей наркоситуации и кардинального улучшения антинаркотической работы, как неотъемлемой части защиты национальной безопасности Российской Федерации.

Команда

Инициированный Федеральным проектом «Трезвая Россия» «Антинаркотический рейтинг регионов – 2018» базировался на следующих фундаментальных принципах: открытости, независимости и объективности.

Это первый научно-обоснованный независимый доклад, подготовленный командой специалистов: экспертов, социологов, юристов, экономистов, историков, психологов, наркологов и журналистов, которые не только проанализировали, обобщили и систематизировали большие объемы данных региональной и федеральной статистики, но также осмыслили нынешнюю ситуацию и выработали комплекс мер ее своевременной и научно-обоснованной корректировки.

Перспективы

Разработчики «Антинаркотического рейтинга регионов — 2018» прогнозируют, что антинаркотическая работа будет позитивно меняться, укрепляться и прогрессировать именно в тех субъектах Российской Федерации, руководство которых станет учитывать результаты настоящего исследования и скорректирует свою работу по данному направлению.

При подготовке последующего доклада командой разработчиков запланировано обратить более пристальное внимание на реакцию и конкретные шаги региональных властей на «Антинаркотический рейтинг регионов — 2018».

Порядок подсчета

Итоговый балл для каждого региона исчислялся путем суммирования занятых им мест по каждому из пяти базовых критериев.

Ранжирование регионов производилось от самого благополучного (1 место) к самому проблемному (85 место). В таблице для каждого региона представлен итоговый балл, который и определил положение каждого субъекта Российской Федерации в «Антинаркотическом рейтинге регионов – 2018». Чем меньше балл, – тем благополучнее регион и тем выше занимаемое им место.

Используемые критерии

В качестве основы для составления «Антинаркотического рейтинга регионов – 2018» были выбраны наиболее важные критерии оценки степени результативности антинаркотической работы регионов и связанной с ней социальной напряженности. При составлении рейтинга использовались следующие 5 критериев:

  1. А1: «Число умерших по основным классам и отдельным причинам смерти (смертельные отравления наркотическими и психотропными веществами) в разрезе субъектов Российской Федерации ».
  2. А2: «Численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях: контингенты пациентов с наркоманией».
  3. А3: «Выявлено лиц, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения».
  4. А4: «Количество выявленных административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов (ст.6.8. и ст.6.9. КоАП РФ)».
  5. А5: «Зарегистрировано преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков».

Используемые показатели

В «Антинаркотическом рейтинге регионов – 2018» было использовано три односоставных показателя (А2, А3 и А5) и два двусоставных показателя – А1 и А4.

Экспертная команда в целях повышения объективности и репрезентативности при исчислении показателя «Число умерших по основным классам и отдельным причинам смерти (смертельные отравления наркотическими и психотропными веществами)» использовала данные следующих исходных двух «подпоказателей»:

— смертельные отравления наркотическими веществами в разрезе субъектов Российской Федерации (БСМЭ);

— смертельные отравления психотропными веществами в разрезе субъектов Российской Федерации (БСМЭ).

Первоначально каждый из этих двух «подпоказателей» исследовался отдельно, а затем был объединен в один критерий А1.

Кроме того, разработчики в целях повышения объективности и репрезентативности при подсчете количества выявленных административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов,  анализировали официальную статистику выявления административных правонарушений по следующим двум «подпоказателям»:

— правонарушения по статье ст. 6.8. КоАП России;

— правонарушения по статье ст. 6.9. КоАП России.

При этом первоначально каждый из этих двух «подпоказателей» исследовался сначала отдельно, а затем был объединен в один общий критерий А4.

Значение всех применяемых в исследовании показателей А1, А2, А3, А4 и А5 использовалось в виде, приведенном на 100 тыс. населения для каждого субъекта Российской Федерации.

Все данные по каждому региону, на основе которых составлен настоящий рейтинг были взяты из открытых источников Росстата и статистики профильных ведомств.

Источники данных

При составлении «Антинаркотического рейтинга регионов – 2018» были использованы статистические показатели, представленные следующими открытыми источниками данных:

  1. Данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
  2. Данные Министерства здравоохранения Российской Федерации.
  3. Данные Министерства внутренних дел Российской Федерации.
  4. Центральная база статистических данных – интегрированный информационный ресурс, содержащий информацию по основным разделам статистики.
  5. Единая межведомственная информационно–статистическая система (ЕМИСС) — официальная статистическая информация, формируемая субъектами официального статистического учета в рамках Федерального плана статистических работ.
  6. Данные государственных судебно-медицинских экспертных учреждений по федеральным округам органов управления здравоохранением (БСМЭ).
  7. Данные Информационно-аналитического портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Экспертно-консультативная поддержка

Команда Федерального проекта «Трезвая Россия», выпустившая в свет «Антинаркотический рейтинг регионов – 2018», в качестве мер по усовершенствованию антинаркотической политики в Российской Федерации предлагает действовать в рамках уже поддержанных обществом федеральных и региональных социальных инициатив в области антинаркотической политики.

Команда Федерального проекта «Трезвая Россия» готова оказать субъектам Российской Федерации экспертную поддержку при выработке комплексных и качественных мер в сфере защиты здоровья граждан России от наркотиков.

 Источник: http://www.trezvros.ru/calendar/610