Сила государства заключается в его способности заботиться о самых маленьких гражданах – детях, прежде всего предоставив им право на получение доступной медико-профилактической помощи. Предупредить развитие заболеваний, вовремя обратить внимание на отклонения в состоянии здоровья ребенка, призваны профилактические осмотры несовершеннолетних, ставшие неотъемлемой частью российской педиатрии. О том, какие результаты работы обращают на себя внимание Волгоградских медиков, мы беседуем с главным внештатным детским специалистом по профилактической медицине А.В.Хворостовой.

Анна Владимировна, мне, как педиатру с сорокалетним стажем и многодетной бабушке, хотелось бы узнать: чем же болеют современные дети?

Безусловно, особенности образа жизни нынешнего подрастающего поколения не могли не отразиться на характере детской заболеваемости. Ограничение физической нагрузки, вредные «вкусности», недоверие к вакцинам и активное использование гаджетов привели к тому, что в Волгоградской области на протяжении последних лет сформировалась устойчивая пятерка «лидеров» заболеваемости: патология желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, болезни органов дыхания, эндокринной системы и патология зрения. Причем тревожно то, что заболевания глаза и его придаточного аппарата стали выявляться чаще, обогнав патологию эндокринной системы. В структуре общей заболеваемости детей в возрасте 0-14 лет офтальмологическая патология  составляет около 5%. Проблема остается актуальной и в подростковом возрасте. Отражением растущих и накапливающихся нагрузок на орган зрения является увеличение доли его патологии в структуре заболеваемости 15-17-летних юношей и девушек до 6,3%.

Вы озвучили неутешительные результаты профилактических осмотров, но, как известно, статистика — вещь упрямая, требующая реальных действий от медицинских организаций, родителей и детей, и подростков. Как же родителям, которые проводят много времени на работе, держать руку на пульсе детского здоровья?

До 15 лет это не сложно, ведь профилактические осмотры проводятся после дачи родителями добровольного информированного согласия на прохождение обследования. Необходимо просто поинтересоваться его результатами у участкового педиатра или школьного медработника. Из впервые выявленных заболеваний органа зрения 1/3часть  патологии выявлена в ходе профилактических осмотров. С подростками сложнее, ведь они с 15 лет сами могут решать вопрос медицинских осмотров. Но поинтересоваться результатами посещения врачей родителям никто не мешает.

Есть ли какие-то различия структуры и функции зрительного аппарата детей разного возраста?

Орган зрения – важнейший канал, по которому осуществляется связь центральной нервной системы с внешним миром. Около 90% всей получаемой нами информации поступает через зрительный анализатор. При этом глаз – сложный оптический прибор. И относиться к нему надо соответственно, с соблюдением всех правил техники безопасности.

Зрение ребенка находится в постоянном процессе становления и совершенствования с момента рождения. С первых дней жизни малыш может видеть окружающие его предметы, но лишь взрослея, он  постепенно учится разбираться в увиденных картинках. Выбирать игрушки по цвету, ребенок может с 5-6 месяцев, однако осознанное цветоощущение формируется к 3 годам жизни, и именно с этого возраста он начинает правильно определять окраску предметов и игрушек. Слезная железа новорожденного имеет особенности развития: малый размер, слабое развитие концевых отделов, узкие выводные протоки, а продукция слезной жидкости начинается лишь на 2 месяце жизни. Несовершенство структуры и функции также находят отражение в уровне заболеваемости. Хочется отметить, что в структуре общей заболеваемости детей в возрасте до одного года доля патологии  по классу болезней глаз и придаточного аппарата уменьшилась с 8,1% в 2016 году до 6,2% в 2018 году. Видимая положительная динамика связана с повышением общего уровня и доступности медицинской помощи детям, развитием пренатальной диагностики, повышением технологического уровня выхаживания детей с низкой и экстремально низкой массой тела.

В какие возрастные периоды зрение ребенка наиболее подвержено воздействию факторов риска?

Естественно, соблюдать правила гигиены зрения нужно постоянно, независимо от возраста. Но особенно интенсивно процесс развития протекает в период между одним и пятью годами жизни ребенка. В этом возрасте значительно увеличивается размер глаза, вес глазного яблока, его преломляющая сила. Реализация наследственного фактора также приходится, в основном, на дошкольный возраст. В этот период необходимо максимально расширять профилактические мероприятия, способствуя тем самым правильному возрастному развитию зрения.

Какие же факторы способны нанести наибольший ущерб зрению наших детей?

Определяющими оказываются условия внешней среды. Их очень много, но особенно большое значение в детском возрасте имеет характер, длительность и условия зрительной нагрузки и соблюдение элементарных требований к гигиене зрения. В последние годы в происхождении близорукости среди экзогенных факторов большое значение отводится зрительной работе, связанной с напряжением аккомодационного аппарата глаза. У части детей, особенно младшего возраста, наблюдается слабая способность аккомодации (адаптации остроты зрения к рассматриванию близко или далеко расположенных предметов). Это в большой степени определяется недостаточным развитием цилиарной мышцы, управляющей процессом аккомодации. У детей с хорошо развитой устойчивостью аккомодации близорукость под влиянием зрительных нагрузок не наступает. И, наоборот, у детей с плохой устойчивостью аккомодации в 20% уже на первых порах обучения в школе развивается близорукость. Детям трудна зрительная нагрузка, особенно, если она чрезмерная.

Кто должен следить за соблюдением правил гигиены зрения?

Профилактика должна быть комплексной, много уровневой, как во время учебного процесса и внеклассных мероприятий (кружки, секции), так и в домашних условиях. Контроль исполнения гигиенических требований в организованных коллективах лежит на медицинских работниках и педагогах, дома – на родителях. Еще раз хочется заострить внимание на необходимости прохождения детьми профилактических осмотров, во время которых детки осматриваются как раз в критические периоды формирования органа зрения.

Какие мероприятия могут способствовать правильному развитию зрительного аппарата?

Большое значение для охраны зрения детей имеет правильная в гигиеническом отношении организация занятий с самого раннего возраста. Рисование, чтение, письмо, работа с конструктором входят в число любимых способов обучения и отдыха. В настоящее время растет популярность «развивающих» игр, и здесь следует помнить о чувстве меры – их продолжительность не должна быть более 20 минут единовременно и более 60 минут – за весь день. Все эти занятия на фоне выраженного статического напряжения требуют постоянного активного участия зрения. Поэтому педагоги и родители должны не пускать детей в «самостоятельное плавание», а следить за условиями деятельности ребенка. Прежде всего, необходимо ограничить длительность занятий, связанных с напряжением аккомодации глаза. Этого можно добиться своевременной сменой разных видов деятельности. Чисто зрительная непрерывная работа не должна превышать 5-10 минут в 3-4 года и 15-20 минут в 5-6 лет. После нее можно переключить внимание детей на действия, не связанные с напряжением зрения (пересказ прочитанного, чтение стихов, спортивные упражнения). Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня, и чтобы между утренними и вечерними занятиями было достаточное количество времени для активных игр, пребывания на свежем воздухе, трудовой деятельности.

Научно-технический прогресс подарил нам много новинок, без которых трудно представить жизнь современного человека. Какие существуют правила пользования гаджетами?

Это очень важный вопрос, так как длительный просмотр оказывает крайне неблагоприятное влияние на отдельные зрительные функции. Начнем с того, что просмотр ТВ, видеоигры и игры за компьютером для детей до трех лет запрещены. С трех до четырех лет перед телевизором или компьютером можно проводить не более 20 минут в день, в пять-шесть лет – 30 минут в день (по 15 минут с 30 минутным перерывом), этот же норматив и для младших школьников. Старшим школьникам рекомендуется делать 10 минутные перерывы через каждые 30 минут работы за монитором, но не более 2 часов в день. Кроме того, необходимо регулировать не только частоту, длительность, но и создать благоприятные условия просмотра. Во-первых, дети должны смотреть только специальные детские передачи. Оптимальное расстояние от глаз до экрана телевизора – 2,0-5,5 м (в зависимости от его размеров). Дети должны сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате при этом должно быть естественное или искусственное освещение. Нельзя  смотреть ТВ в полной темноте. Важно только, чтобы свет от других источников не попадал в глаза. Расположите источники света так, чтобы они не отбрасывали бликов на экран. Именно свет имеет первостепенное значение для оптимального состояния органа зрения и, следовательно, для профилактики зрительных расстройств. Для охраны зрения детей весьма важен вопрос о так называемом совмещенном освещении, т. е. добавлении искусственного освещения к естественному. До настоящего времени широко распространено ложное мнение о вреде смешанного освещения. Надо лишь заботиться о том, чтобы при смешанном освещении не ощущалось два раздельных световых потока. В новых нормах искусственного освещения предпочтение отдается люминесцентным лампам. И это не случайно, ибо последние в силу физических особенностей создают больше возможности для улучшения условий освещения.

К организации светового режима в помещении для занятий следует подходить комплексно, с гигиенических позиций. Оптимальной будет комната с ориентацией на юг, юго-восток и восток, что обеспечит более высокий уровень освещенности в результате прямого попадания солнечных лучей. Следует помнить, что размещенные на окнах комнатные растения значительно ухудшают освещенность. Завешивать окна в детской комнате или учебном помещении следует только светлыми занавесками по краям оконного проема (на 10-15 см за его край), но ни в коем случае не закрывать верхнюю часть окна. Запыленность и загрязненность окон приводит к понижению освещенности на 40%. Источником загрязнения может быть не только уличная пыль, но и запыленность воздуха самого помещения. Очень важно регулярно (раз в неделю) мыть или протирать стекла влажным способом с внутренней стороны и не менее 3-х раз в году снаружи.

Наряду с рациональным построением занятий, большое значение для охраны зрения имеет правильная посадка, т.е. поза во время занятий, которая не только уменьшает общее утомление, предупреждает нарушение осанки, но и способствует сохранению зрения. Если мебель соответствует росту ребенка, он ровно держит туловище, голову, плечи, не нагибается, не вытягивается во время занятий. При таком положении расстояние между глазами ребенка и рабочей поверхностью равно 30–35 см, что обеспечивает наилучшие условия для зрительной работы.

Имеются ли какие-то особенности зрения у ослабленных, часто белеющих детей? И какие особенности профилактической работы с этим контингентом?

У ослабленных, часто болеющих детей, отстающих в физическом развитии, отмечается большее снижение остроты зрения и замедление темпа возрастной эволюции рефракции по сравнению со здоровыми детьми того же возраста. Ослабленный перенесенным заболеванием организм является более благоприятной почвой для развития близорукости. После перенесенных инфекционных заболеваний надо проверить остроту зрения ребенка. Детей, ранее имевших аномалию рефракции, следует направить к офтальмологу.

Для детей с отклонениями в состоянии здоровья и для перенесших заболевания на период реконвалесценции следует предусмотреть мероприятия, направленные на снижение неблагоприятного влияния условий среды, как на орган зрения, так и на организм в целом. Уместны  некоторые ограничения при проведении обязательных занятий, временное исключение занятий, требующих значительного напряжения зрительных функций. В первую очередь это относится к детям с близорукостью и с нарушением бинокулярного зрения. Для них особенно важно соблюдение рекомендуемой длительности занятий, своевременное переключение на отдых, правильная организация отдыха, включение в рацион питания продуктов, богатых витамином А: сливочного масла, яичных желтков, сливок, моркови, шпината или специальных витаминов.

Изложенные несложные приемы по гигиене зрения детей способствуют профилактике серьезных зрительных нарушений и помогут нашим детям и их родителям наслаждаться всеми красками окружающего мира.

Беседовала зав. отделом

комплексных программ детского населения

С.В.Сарванова.