Почему?… Человеческий мозг со временем деградирует… И как этому воспрепятствовать!?
Как предотвратить застывание и деградацию разума, ведь, когда вы прекращаете двигаться вперёд — вы начинаете двигаться назад, а оставаться на месте, к сожалению, невозможно.
Вы стали замечать, что с возрастом уже с меньшей охотой берётесь за ту работу, которая для вас непривычна или связана с большой концентрацией внимания и освоением незнакомых навыков?
Просмотр любимого фильма, перечитывание любимых книг, работа по хорошо знакомой специальности, общение с друзьями, которые вас хорошо понимают, посещение любимого кафе, — всё это для нас привычное и нами любимое, приводит к деградации мозга.
Лень нашего мозга стремится снизить затраты энергии на ту или иную деятельность путём создания своеобразных «макросов» — программ, которые мы выполняем по шаблонам.
Ещё в начале позапрошлого века биолог Ричард Симон назвал эти программы «энграммами» — физической привычкой или следом памяти, оставленным повторным воздействием раздражителя. Энграммы можно представить в виде тропинок, которые нейроны «протаптывают» в нашем мозгу, выполняя одно и то же действие. Чем дольше мы выполняем его, тем меньше энергии затрачивает на это наш мозг.
Иногда эти тропинки превращаются в дороги, а затем и вовсе в автобаны- это приводит к снижению пластичности нашего мозга.
Во время обучения функционирование мозга происходит медленно. На начальном этапе активность медленно повышается, ускоряясь до максимума в середине учебного процесса, а затем, при овладении навыком, активность коры постепенно возвращается к прежнему уровню. Это как водить автомобиль с механической коробкой передач — вы постоянно думаете о переключении скоростей до тех пор, пока у вас не появится навык, и тогда вы будете делать это автоматически.
Вспомните свою дорогу на работу или в институт. Если вы ездите по одному и тому же маршруту больше полугода, то ваши действия становятся настолько автоматическими, что параллельно вы можете выполнять и другие действия — читать, слушать музыку, отвечать на почту. В любимом кафе вам не придётся выжимать из себя ацетилхолин и думать над тем, что вам взять на обед, вы уже знаете наизусть всё меню. За фальшивой улыбкой друга вы сразу же узнаете тревогу, и вам не нужно будет напрягаться для того, чтобы расшифровать эти коммуникативные сигналы.
Казалось бы, зачем всё это менять? А затем, что наша жизнь — непрерывный источник изменений, не поддающихся нашему контролю. К большей части из них нам приходится приспосабливаться, и в этой «гонке хамелеонов» выживает тот, кто быстрее остальных поменяет свой цвет под цвет окружающей среды и сможет поближе подкрасться к насекомому (которых во время кризиса всё меньше и меньше).
Вас могут уволить, сократить, работодатель может потребовать овладеть новыми навыками (и если вы не справитесь, вас, опять же, сократят) и так далее.
Поэтому пластичность мозга надо постоянно поддерживать и тренировать.
Образ «затвердевших мозгов» вам станет понятней, если вы посмотрите на большинство пожилых людей, не способных освоить таймер на микроволновке, воспринимающих в штыки всё новое, выполняющих годами однотипные действия.
Что делать для того, чтобы остановить деградацию мозга
- Следите за своим внешним видом.
- Не перечитывайте уже прочитанные книги, не пересматривайте уже просмотренные фильмы — вы забираете у новых книг и фильмов шанс открыть вам что-то принципиально новое, лишаете свой мозг образования альтернативных нейронных связей.
- Ищите новые пути. Постарайтесь искать новые маршруты для привычной дороги домой и обратно, найти альтернативные магазины, кинотеатры и другие инфраструктурные точки на карте вашей жизни. Это может занять дополнительное время, но может принести и приятные бонусы — к примеру, более низкие цены в магазинах или меньше народа в кинотеатре.
- Ищите новую музыку, так как мы адаптировались к постоянно прослушиваемой и нашему мозгу не нужно тратить дополнительные ресурсы для их обработки и осмысления.
- Ищите новых друзей и знакомых. Социальные инструменты, заложенные в нас, очень сильно влияют на наш образ мышления и иногда бывает так, что мы, под влиянием тех или иных друзей, меняем точку зрения, набор интересов, а иногда и вовсе род деятельности.
- Заведите собаку, она, во-первых, требует прогулки (а свежий воздух полезен для мозга). Во-вторых, вовлекает вас в невольное общение с другими людьми- собаководами. А если получится — заведите детей, они — живые «бетономешалки» в вашей голове, рушащие все шаблоны и перекраивающие ваши устоявшиеся маршруты по-новому
- Перестаньте критиковать — это является индикатором сопротивления изменениям, неожиданно наступившим в жизни.
- Перестаньте вешать на людей «ярлыки» — вместо того, чтобы разбираться в человеке, размышлять о том, почему он так поступил — поддаться слабости и просто «заклеймить» его, присоединив к тому или иному психотипу.
- Экспериментируйте с ароматами. Несмотря на то, что эволюция вытеснила на второй план наши рецепторы обоняния, запахи всё еще имеют на нас огромное влияние. И если у вас есть любимая туалетная вода, которую вы не меняете уже годами, то самое время её поменять и делать это с некоторой периодичностью.
- Учите иностранные языки, разгадывайте кроссворды. Иностранные слова и связанные с ними семантические поля зачастую отличаются от вашего родного языка, и их изучение является, пожалуй, самым эффективным инструментом для тренировки пластичности мозга (особенно, если отходить дальше от туристического лексикона и углубляться в культурные особенности).
Не следует так же забывать, что наш мозг устроен гораздо сложнее, чем многим кажется. Энграммы, связанные с прослушиванием одной и той же музыки, влияют на то, как мы общаемся с друзьями. Неожиданные ощущения от запаха новых блюд могут разбудить в вас желание переоценить слова и поступки любимого человека (понять и простить). А прогулка, в 10 000 шагов после работы по незнакомой улице натолкнуть на мысль о том, как найти подходящее решение в возникшей проблеме. И может быть, в один прекрасный день, лет эдак через 30, когда ваш внук (представитель поколения Z) принесёт вам свой новый гаджет, представляющий из себя облако quasi-нано-роботов, вы не скажете «О боже, уберите от меня эту жужжащую дрянь!», а окунёте в него руку со словами «Вау!» и сразу же спросите «А как оно работает и купите мне такую!».
Гребенькова Т.Н.
Врач методист ГКУЗ «ВОЦМП»
Используемая литература:
— Дейли Карнеги. Как добиться успеха. Практические советы деловым людям. М., 1992.
— Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности мыслители XX века. М.,1994.
— http://relax.ru/post/107014/10-metodik-predotvrascheniya-umstvennoy-degradacii.html