Почему?… Человеческий мозг со временем деградирует… И как этому воспрепятствовать!?

мозг1

Как предотвратить застывание и деградацию разума, ведь, когда вы прекращаете двигаться вперёд — вы начинаете двигаться назад, а оставаться на месте, к сожалению, невозможно.

Вы стали замечать, что с возрастом уже с меньшей охотой берётесь за ту работу, которая для вас непривычна или связана с большой концентрацией внимания и освоением незнакомых навыков?

Просмотр любимого фильма, перечитывание любимых книг, работа по хорошо знакомой специальности, общение с друзьями, которые вас хорошо понимают, посещение любимого кафе, — всё это для нас привычное и нами любимое, приводит к деградации мозга.

Лень нашего мозга стремится снизить затраты энергии на ту или иную деятельность путём создания своеобразных «макросов» — программ, которые мы выполняем по шаблонам.

Ещё в начале позапрошлого века биолог Ричард Симон назвал эти программы «энграммами» — физической привычкой или следом памяти, оставленным повторным воздействием раздражителя. Энграммы можно представить в виде тропинок, которые нейроны «протаптывают» в нашем мозгу, выполняя одно и то же действие. Чем дольше мы выполняем его, тем меньше энергии затрачивает на это наш мозг.

Иногда эти тропинки превращаются в дороги, а затем и вовсе в автобаны- это приводит к снижению пластичности нашего мозга.

Во время обучения функционирование мозга происходит медленно. На начальном этапе активность медленно повышается, ускоряясь до максимума в середине учебного процесса, а затем, при овладении навыком, активность коры постепенно возвращается к прежнему уровню. Это как водить автомобиль с механической коробкой передач — вы постоянно думаете о переключении скоростей до тех пор, пока у вас не появится навык, и тогда вы будете делать это автоматически.

Вспомните свою дорогу на работу или в институт. Если вы ездите по одному и тому же маршруту больше полугода, то ваши действия становятся настолько автоматическими, что параллельно вы можете выполнять и другие действия — читать, слушать музыку, отвечать на почту. В любимом кафе вам не придётся выжимать из себя ацетилхолин и думать над тем, что вам взять на обед, вы уже знаете наизусть всё меню. За фальшивой улыбкой друга вы сразу же узнаете тревогу, и вам не нужно будет напрягаться для того, чтобы расшифровать эти коммуникативные сигналы.

Казалось бы, зачем всё это менять? А затем, что наша жизнь — непрерывный источник изменений, не поддающихся нашему контролю. К большей части из них нам приходится приспосабливаться, и в этой «гонке хамелеонов» выживает тот, кто быстрее остальных поменяет свой цвет под цвет окружающей среды и сможет поближе подкрасться к насекомому (которых во время кризиса всё меньше и меньше).

Вас могут уволить, сократить, работодатель может потребовать овладеть новыми навыками (и если вы не справитесь, вас, опять же, сократят) и так далее.

Поэтому пластичность мозга надо постоянно поддерживать и тренировать.

Образ «затвердевших мозгов» вам станет понятней, если вы посмотрите на большинство пожилых людей, не способных освоить таймер на микроволновке, воспринимающих в штыки всё новое, выполняющих годами однотипные действия.

Что делать для того, чтобы остановить деградацию мозга

  1. Следите за своим внешним видом.
  2. Не перечитывайте уже прочитанные книги, не пересматривайте уже просмотренные фильмы — вы забираете у новых книг и фильмов шанс открыть вам что-то принципиально новое, лишаете свой мозг образования альтернативных нейронных связей.
  3. Ищите новые пути. Постарайтесь искать новые маршруты для привычной дороги домой и обратно, найти альтернативные магазины, кинотеатры и другие инфраструктурные точки на карте вашей жизни. Это может занять дополнительное время, но может принести и приятные бонусы — к примеру, более низкие цены в магазинах или меньше народа в кинотеатре.
  4. Ищите новую музыку, так как мы адаптировались к постоянно прослушиваемой и нашему мозгу не нужно тратить дополнительные ресурсы для их обработки и осмысления.
  5. Ищите новых друзей и знакомых. Социальные инструменты, заложенные в нас, очень сильно влияют на наш образ мышления и иногда бывает так, что мы, под влиянием тех или иных друзей, меняем точку зрения, набор интересов, а иногда и вовсе род деятельности.
  6. Заведите собаку, она, во-первых, требует прогулки (а свежий воздух полезен для мозга). Во-вторых, вовлекает вас в невольное общение с другими людьми- собаководами. А если получится — заведите детей, они — живые «бетономешалки» в вашей голове, рушащие все шаблоны и перекраивающие ваши устоявшиеся маршруты по-новому
  7. Перестаньте критиковать — это является индикатором сопротивления изменениям, неожиданно наступившим в жизни.
  8. Перестаньте вешать на людей «ярлыки» — вместо того, чтобы разбираться в человеке, размышлять о том, почему он так поступил — поддаться слабости и просто «заклеймить» его, присоединив к тому или иному психотипу.
  9. Экспериментируйте с ароматами. Несмотря на то, что эволюция вытеснила на второй план наши рецепторы обоняния, запахи всё еще имеют на нас огромное влияние. И если у вас есть любимая туалетная вода, которую вы не меняете уже годами, то самое время её поменять и делать это с некоторой периодичностью.
  10. Учите иностранные языки, разгадывайте кроссворды. Иностранные слова и связанные с ними семантические поля зачастую отличаются от вашего родного языка, и их изучение является, пожалуй, самым эффективным инструментом для тренировки пластичности мозга (особенно, если отходить дальше от туристического лексикона и углубляться в культурные особенности).

Не следует так же забывать, что наш мозг устроен гораздо сложнее, чем многим кажется. Энграммы, связанные с прослушиванием одной и той же музыки, влияют на то, как мы общаемся с друзьями. Неожиданные ощущения от запаха новых блюд могут разбудить в вас желание переоценить слова и поступки любимого человека (понять и простить). А прогулка, в 10 000 шагов после работы по незнакомой улице натолкнуть на мысль о том, как найти подходящее решение в возникшей проблеме. И может быть, в один прекрасный день, лет эдак через 30, когда ваш внук (представитель поколения Z) принесёт вам свой новый гаджет, представляющий из себя облако quasi-нано-роботов, вы не скажете «О боже, уберите от меня эту жужжащую дрянь!», а окунёте в него руку со словами «Вау!» и сразу же спросите «А как оно работает и купите мне такую!».

Гребенькова Т.Н.

Врач методист ГКУЗ  «ВОЦМП»

Используемая литература:

 — Дейли Карнеги. Как добиться успеха. Практические советы деловым людям. М., 1992.

— Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности мыслители XX века. М.,1994.

— http://relax.ru/post/107014/10-metodik-predotvrascheniya-umstvennoy-degradacii.html