По своей социальной значимости донорство крови находится на одном из первых мест среди всех проблем человечества. По данным Министерства здравоохранения РФ, сегодня Россия испытывает катастрофическую нехватку донорской крови. Для нормального функционирования системы здравоохранения необходимо, чтобы на 1000 человек донороспособного населения в стране приходилось 40 доноров. Средний показатель по России сегодня — 13 доноров на 1000 человек. Несмотря на незначительное общее увеличение количества доноров в последнее время, до нормального уровня еще далеко. Качественную и действенную помощь могут принести только кадровые, то есть постоянные доноры, которых в странах Европы, к примеру, считают частично медицинскими работниками.
Требует решения вопрос об изучении отношения к донорству крови как к проблеме и изменении отношения к нему.

​ГКУЗ «Волгоградский областной центр медицинской профилактики» проводит социологическое исследование отношения населения Волгоградской области к безвозмездному донорству крови. Анкету подписывать не надо, а результаты анкетирования будут использованы для улучшения работы учреждений здравоохранения. Внимательно прочитайте вопрос и все варианты ответов. Выберите устраивающий Вас ответ и обведите его. На один вопрос может быть несколько ответов.
1. Как Вы считаете, существует ли в настоящий момент в России нехватка донорской крови?
​1.1 Да
​1.2 Да, иногда возникает такая проблема
​1.3 Нет такой проблемы
​1.4 Затрудняюсь ответить
2. Знаете ли Вы, где можно сдать кровь?
​2.1 Да
​2.2 Нет
​2.3 Затрудняюсь ответить
3. Сдавали ли Вы когда-нибудь кровь в качестве донора?
​3.1 Да, один раз (Перейти к вопросу 6)
​3.2 Да, сдаю иногда
​3.3 Да, сдаю регулярно (не реже 1 раза в год)
​3.4 Нет (Перейти к вопросу 5)
4. Ваш стаж в донорском движении:
​4.1 До 3 лет 4.3 Более 10 лет
​4.2 От 3 до 10 лет ​ 4.4 Затрудняюсь ответить
5. Хотели бы Вы стать донором?
​5.1 Я уже донор
​5.2 Да
​5.3 Нет
​5.4 Затрудняюсь ответить
6. Из каких источников Вы получали когда-либо информацию, пропагандирующую донорство?
​6.1 Медицинские работники
​6.2 Телевидение
​6.3 Интернет
​6.4 Рекламные щиты и растяжки
​6.5 Газеты и журналы
​6.6 Специализированные издания
​6.7 Другое (что именно?)_______________________________________
7. Укажите причины, по которым Вы стали (или хотели бы стать) донором?
​7.1 Желание помочь
​7.2 Желание помочь близкому человеку, оказавшемуся в беде
​7.3 Из любопытства
​7.4 Быть донором престижно
​7.5 Проверить состояние своего здоровья
​7.6 Пример, совет друзей
​7.7 Случай, когда другой человек стал донором для моих родных
​7.8 Материальная заинтересованность
​7.9 Другое (что именно?)_______________________________________
8. Какой вариант донорства Вы предпочли бы:
​8.1 Полностью возмездный (платный)
​8.2 Полностью безвозмездный
​8.3Полностью безвозмездный, но допускающий нематериальные льготы (выходной день и т.д.)
​8.4 Затрудняюсь ответить
9. Ваш возраст (лет)
​9.1 От 18 до 25 ​
​9.2 От 26 до 35
​9.3 От 36 до 45
​9.4 От 46 до 60
​9.5 От 60 лет и старше ​
10. Ваш пол: 10.1 Мужской 10.2 Женский

Сдать кровь – спасти жизнь!
Желаем Вам здоровья, оно в Ваших руках!

Основные выводы

​Детальный анализ результатов социологического исследования отношения населения к безвозмездному донорству крови выявил ряд следующих закономерностей:
1.Уровень лояльности опрошенного населения Волгограда и области к донорству и донорскому движению достаточно высок. Подтверждением этого являются следующие факты:
67% респондентов продемонстрировали высокую степень информированности о существовании проблемы нехватки донорской крови в России;
72% опрошенных осведомлены о местоположении учреждений службы крови;
более половины опрошенного населения являются донорами, из них 28% — актуальные доноры;
у 50% опрошенных среди мотивов участия в донорском движении превалируют гуманистические идеи;
каждый третий донор имеет донорский стаж до 3 лет, а каждый четвёртый от 3 лет до 10;
21% участников исследования декларируют готовность в будущем сдавать кровь, примерно такое же количество опрошенных не выразили определённой позиции по этому вопросу, но они представляют собой резерв донорства, нуждающийся в активной пропагандистской работе.
​2.Наиболее эффективными информационными каналами, по которым население получает сведения по пропаганде донорства крови, по мнению респондентов, являются медицинские работники и телевидение.
3.Большая часть опрошенных предпочитает полностью возмездный (платный) вариант донорства, а также безвозмездный вариант, но допускающий нематериальные льготы.
4.Социологическое исследование наглядно продемонстрировало низкий уровень вовлечённости молодых жителей Волгограда и области в возрасте от 18 до 25 лет в донорское движение. Эта группа населения нуждается в продолжении работы по пропаганде донорства крови в целях изменения сложившегося в последнее время негативного общественного мнения о донорстве крови в целом, а также создания штата постоянных кадровых доноров.
5.Результаты исследования говорят о том, что доноры не являются особой социальной группой, как и те, кто никогда не сдавал кровь. По демографическим характеристикам эти группы чрезвычайно близки ко всей опрошенной совокупности.
6.Проведённое социологическое исследование позволяет выделить приоритеты в организации деятельности профилактической службы, а также службы крови Волгоградской области, определить потребности населения в профилактических программах и пропагандистских мероприятиях с учетом региональных особенностей и может быть использовано для принятия управленческих решений.