Главный специалист по медицинской профилактике
комитета здравоохранения Волгоградской области,
главный врач ГКУЗ «ВОЦМП, к.м.н., доцент, профессор АЕ
А.Б.Покатилов

В настоящее время медицинским организациям приходится сталкиваться со множеством проблем, от недостаточного финансирования и до негативного восприятия их деятельности в обществе. Сложившаяся ситуация не только отрицательно влияет на их работу, но и, в конечном итоге, на состояние здоровья граждан. Помимо этого, рыночная трансформация экономики России, повлекшая за собой возникновение конкурентной среды на рынке медицинских услуг, привела к тому, что перед медицинскими учреждениями сегодня стоит нелегкая задача вхождения в рынок борьбы теперь уже не за пациента, а за клиента.

Финансовое благополучие каждого лечебно-диагностического учреждения всецело зависит от уровня его конкурентной способности, а значит, непосредственно от руководителя, его профессионального  управления и умения налаживать партнерские взаимовыгодные отношения.      Для того, чтобы позиционировать на рынке медицинских услуг свое учреждение, руководителю необходимо грамотно его презентовать. А для этого следует создать свой собственный, отличительный образ организации, называемый имиджем, для дальнейшего закрепления его в сознании людей. Изначально понятие имиджа (от англ. Image – «образ», «изображение», «отражение») относилось к конкретному человеку, но в наши дни оно актуально для различного рода предприятий и организаций. Не исключением стали и медицинские учреждения. Создание позитивного конкурентноспособного имиджа медицинской организации необходимо для привлечения к ней внимания, оказания эмоционально-психологического воздействия на население с целью побуждения людей обращаться за получением медицинских услуг именно в данное учреждение.

Итак, что же такое имидж организации? Специалисты в области социологии управления, менеджмента, имиджелогии дают следующее определение имиджа учреждения: имидж – это некий специально создаваемый средствами массовой информации, социальной группой и собственными усилиями личности относительно устойчивый синтетический образ, содержащий в себе значительный объем эмоционально-окрашенной информации об учреждении, который складывается в сознании людей в отношении организации.                                                                             Работа по созданию конкурентноспособного имиджа  учреждения здравоохранения требует обработки большого объема информации о запросах общества и разработки новых социальных установок, способствующих созданию образа медицинской организации в сознании людей.

Для повышения эффективности работы по разработке позитивного конкурентноспособного имиджа учреждения специалисты в данной области применяют технологию управления имиджем, связанную планированием дальнейшего развития медицинского учреждения. Основа стратегии  планирования базируется на анализе ситуации рынка медицинских услуг, выяснении приоритетных направлений и места учреждения в сфере здравоохранения.           Огромную роль в формировании имиджа медицинской организации играет создание собственного сайта, в оформлении которого применяется логотип учреждения, делающий информацию о медицинской организации узнаваемой. Это визитная карточка медицинского учреждения. Сайт – это своего рода мост во взаимоотношениях между учреждением и пациентами. На сайте  люди могут получить информацию о конкретных медицинских услугах, о социальных правах граждан, о программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Установленный индивидуальный счетчик статистики посещений и система обратной связи с настроенным почтовым ящиком способствуют постоянному контролю и оценке эффективности деятельности системы управления имиджем медицинского учреждения (насколько  востребованы и соответствуют запросам общества предлагаемые услуги). Выявление недостатков  и их устранение необходимо для развития успешной деятельности  медицинской организации и закрепления за ней позитивного, конкурентноспособного имиджа.

Сайт учреждения здравоохранения должен быть максимально прост в навигации, структуре и возможности добавления информации, не нагружен ненужными картинками и ссылками, с отсутствием посторонней рекламы и  использованием модуля «вопрос-ответ», который позволяет сделать его «живым», оперативно реагирующим на нужды пользователей. С помощью гаджетов, люди могут получить не только исчерпывающую информацию о работе интересующего учреждения здравоохранения, но и информацию, позволяющую следить за своим здоровьем. Данная информация содержится и в разработанных специалистами мобильных приложениях, которые можно скачать на мобильные устройства.

Мобильное приложение представляет собой программу, установленную на той или иной платформе (Android, Symbian, Bada, iOS, iPhone), обладающую определенным функционалом, позволяющим выполнять различные действия. Мобильные медицинские приложения создаются медицинским учреждением исходя из интересов и потребностей как клиентов, так и медицинского персонала. Они позволяют своим пациентам самостоятельно заниматься своим здоровьем, экономят время на запись к специалисту и избавляют от нудного стояния в очереди, ведь пользователь всегда может проконсультироваться с врачом в режиме on-line, что, несомненно, будет способствовать повышению привлекательности медицинской организации в глазах потенциальных клиентов. Через уведомление на мобильное устройство вся информация по акциям, скидкам и обновлениям медицинской организации приходит клиентам как уведомление, поэтому он всегда в курсе событий. Логотип интересующего приложения даже после закрытия останется в меню смартфона, а значит, всегда будет напоминать владельцу о своем существовании, и позволит не потеряться в череде разнообразных сайтов и страниц.

Современные мобильные приложения становятся мощным маркетинговым инструментом, который позволяет решать множество задач: создавать имидж, поддерживать бренд и повышать лояльность к нему со стороны потребителей, оптимизировать процессы коммуникации, создавать определенное информационное пространство. Мобильные приложения могут использоваться не только как инструмент маркетинга, но и как способ повышения мобильности и эффективности работы сотрудников компании. У сотрудников может быть предусмотрен доступ к информации в приложении и без связи с интернетом, а при необходимости сотрудник сможет обновить информацию, подключившись к сети. Это позволяет работникам быть в курсе всех событий и изменений, происходящих в организации.

  Мобильный телефон в современном мире – это не только средство коммуникации, но и верный помощник в решении повседневных задач со здоровьем. Смартфоны стали частью нашей жизни. Люди все чаше используют их в качестве фотоаппарата, интернет-устройства, блокнота и т.д. Поэтому появление приложений медицинской тематики вполне закономерно. Тем более что телефон – это устройство, которое у многих всегда с собой, а значит, инструкции по оказанию первой помощи, справочники по болезням и лекарствам, расшифровщики анализов и другие программы в нужный момент окажутся под рукой. Это способствует росту спроса на различного рода   мобильные приложения. Спрос рождает предложение. Ведь правильно созданное мобильное приложение создаст для медицинской организации хорошую рекламу. А, как известно, реклама – двигатель торговли.  ГКУЗ «Волгоградский областной центр медицинской профилактики» является одним из первых медицинских организаций по созданию и внедрению в жизнь  разного рода мобильных приложений. Это касается не только мобильных приложений, существующих  на сайте данной организации. Например, специалистами нашего центра разрабатывается мобильное приложение для ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 8».

С каждым днем количество приложений, связанных с медицинской тематикой, стабильно увеличивается, а программисты охватывают все больше областей, что в век технического прогресса и развития мобильной медицины очень актуально и имеет огромное значение для создания, развития и удержания позитивного имиджа учреждения здравоохранения в системе общемировой медицины. А хороший имидж в наше время – основа успешной деятельности любой медицинской организации.

Беседовала О.Шмакова