деньгиОдной из причин бедности в нашей стране является неумение людей обращаться с денежными средствами. Этому нас не обучают ни в школе, ни в институтах. Поэтому родители сами должны научить своих детей обращению с деньгами.

Карманные деньги – это некая фиксированная сумма денег, которую родители выдают ребенку  на мелкие личные расходы с определенной периодичностью и которой он волен распоряжаться по своему усмотрению.

Карманные деньги – мощный материальный стимулятор психологического воспитания детей, это их самостоятельность и независимость от родителей, умение подсчитывать и рассчитывать, сберегать и накапливать денежные средства.

Почему некоторые родители никогда не дают своим детям карманных денег?

Родители, которые никогда не дают своим детям карманных денег, руководствуются обычно такими принципами:

  1. Денег лишних не бывает, и копейка рубль делает. Ребенок потратит деньги впустую.
  2. Ребенок не сможет сделать правильный выбор, он потратит деньги на ненужные вещи.
  3. У ребенка может развиться жадность и завистливость.
  4. Ребенок не будет знать цену деньгам, деньги могут испортить ребенка.
  5. Ребенок дома ест, одевается, игрушки ему покупаются – зачем ему деньги? На наркотики?..
  6. Ребенок не будет знать цену деньгам, ведь он их не зарабатывает и не знает, как они достаются маме с папой, а получает их готовыми. Это может испортить нежную психику ребенка.
  7. Если у ребенка нет личных денег, на все нужное он попросит. А так контролировать его жизнь легче.

Нередко лишение ребенка карманных денег – попросту попытка родителей полностью его контролировать и сделать максимально зависимым.

Большинство психологов подчеркивают, что карманные деньги не должны быть платой или вознаграждением ребенка за проявленные  усилия в  чем-либо, например: за хорошее поведение, за хорошую учебу, за помощь в домашнем хозяйстве.

Преимущества карманных денег для детей следующие:

  1. Ребенок с детства учится распоряжаться деньгами, планировать свои расходы, а порой и экономить.
  2. В жизни могут произойти непредвиденные обстоятельства.
  3. Ребенок может купить то, что сам считает нужным, а не убеждать родителей в том, что ему это необходимо, и не выпрашивать деньги.
  4. Для подростков от 14 лет карманные деньги вдвойне важны: они позволяют чувствовать себя увереннее.
  5. Ребенок будет чувствовать себя личностью, которой не унизительно жить в мире самодостаточных взрослых.

Карманные деньги способны развить в ребенке следующие личностные качества: самостоятельность, ответственность, расчетливость, терпение, отсутствие «Мама, купииииии!», понимание родителей, экономность, бережное отношение к приобретенным игрушкам…

Обратной же стороной «денежной» медали являются следующие недостатки:

  1. Ребенок быстро привыкает к тому, что в кармане всегда «водятся» деньги, и перестает ценить их.
  2. Дети могут тратить деньги, которые дают им родители, не на еду и транспорт, а на сигареты и слабоалкогольные напитки.
  3. Подросток получает деньги, не прикладывая к этому никаких усилий. Исправить эту ситуацию можно, предложив ему попробовать найти подработку.

Перед родителями часто встает вопрос, с какого возраста ребенку можно давать деньги на карманные расходы?

Оптимальный возраст – 6-7 лет, когда ребёнок уже может оценить ценность денег и хоть как-то рассчитать свои траты. Но при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, его знания  о деньгах и отношение к ним.

Давать деньги можно, если:

  1. Он понимает, что они нелегко достались родителям.
  2. Он знает, зачем они ему нужны, и может довольно внятно ответить, на что их расходует. 3. Он умеет приобретать «нужное» в торговых точках.

Ребёнок не дорос до карманных денег, если:

  1. Он слабо представляет, где и как трудятся родители, что такое зарплата и откуда она берётся.
  2. Он не умеет отказываться от мелких желаний ради «высокой цели». Какую сумму выдавать в качестве карманных денег?

Для маленьких детей начните с 10 рублей. Сумма карманных денег должна быть фиксированной. С возрастом у детей растут и потребности, поэтому и сумма должна увеличиваться. Увеличивайте ее ежегодно в день рождения ребенка в знак того, что он растет. Маленьким деткам (младший школьный возраст) целесообразно выдавать карманные деньги каждую неделю, в какой-то определенный день, ведь они не смогут долго ждать. Подросткам же выдавайте карманные деньги раз в месяц. Это позволит ребенку научиться планировать бюджет.

Как начать выдавать карманные деньги?                     

Поговорите об этом с ребенком с учетом его возрастных особенностей. Первоначально необходимо привить ребенку значимость денег, приучить к тому, что взятые деньги в долг необходимо отдавать и  делать это вовремя, научить тратить их. Ребенок  должен знать, что вы будете учить его обращаться с деньгами. Решите, какие из расходов будете покрывать вы, а какие – он. Обязательным пунктом использования карманных денег должен стать отчет о них. Со стороны родителей должен осуществляться контроль за расходами. Родители всегда должны знать, на что дают деньги ребенку.

Что может помешать финансовому воспитанию ребенка?    

  1. Нерегулярность (бессистемность) выдачи карманных денег и отсутствие фиксированной суммы.
  2. Непоследовательность в действиях.                 3.   Бесконтрольность расходования карманных денег.

Можно ли заработать карманные деньги?

Подросткам можно предложить ему заработать, чтобы ребенок смог на собственном опыте понять, что такое заработок и оценить свой труд и труд родителей. Они могут работать промоутерами (раздавать флаеры, участвовать в разнообразных  промо-акциях), интервьюерами, подрабатывать на интернет-биржах фриланса (для школьников подойдет несложная работа рерайтером или, при наличии соответствующих навыков, обработка цифровых фотографий на заказ)… Но следует помнить, что по закону подросткам можно работать только с 16 лет, с 14 лет это возможно только после письменного разрешения родителей и в период школьных каникул.

Карманные деньги – это лучший тренажер финансовой самостоятельности детей. Они предоставляют возможность ребенку самому распоряжаться материальными средствами, а значит, осознавать свои потребности, расставлять приоритеты соответственно им и выделяемой родителями суммы; планировать свои траты и осуществлять за ними контроль, а также самостоятельно делать выводы. Ребенок почувствует себя взрослым и ответственным.

Шмакова О.Г.

Психолог ГКУЗ «ВОЦМП»

 

Литература:

 

  1. Штайн, И. Что делать, чтобы ваш ребенок не вырос глупым, циничным, хамоватым бездельником / Ирма Штайн. — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009;
  2. Элизабет Крэри «Не разбрасывай носки… или Что еще должен уметь ребенок: Советы родителям» / Пер. с анг. О.В. Рыбаковой — М.: Айрис-пресс, 2000.

 

 

Используемые интернет источники:

 

  1. http://supermams.ru;
  2. http://good-tips.pro;
  3. http://nasha-mamochka.ru;
  4. http://yaideti.ru http://spiritual_culture.academic.ru/;
  5. http://www.internet-kontrol.ru;
  6. http://womanadvice.ru;
  7. http://womanadvice.ru;
  8. http://www.prodetey.ru;
  9. http://www.7ya.ru.