МИД России опубликовал официальное заявление от 15 августа 2013 года № 1574-15-08-2013, в котором говорится об обострении внутриполитической ситуации в Египте и подтверждении обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране угрозы безопасности их жизни и здоровья туристов (экскурсантов), а равно опасности причинения вреда их имуществу.

На сайте ведомства отмечается следующее: «в Египте обостряется внутренний конфликт, сопровождаемый ростом напряженности и насилия.

Столкновения и беспорядки, начавшись в столице, быстро распространяются на другие города и районы Египта, в том числе посещаемые туристами».

В этих условиях МИД Российской Федерации рекомендует российским гражданам воздержаться от посещения Египта».

Данное официальное заявление является законным правовым основанием для российских туристов воспользоваться положениями статьи 14 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», предоставляющими возможность туристу и (или) иному заказчику требовать расторжения договора о реализации туристского продукта до начала путешествия с возвратом денежной суммы, равной общей цене туристского продукта, а после начала путешествия — ее части в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

По данным Роспотребнадзора,  согласно информации, поступающей на телефон «горячей линии», в случае реализации туристом своего законного права на одностороннее расторжение договора, туроператоры отказываются возвращать потребителям соответствующие денежные средства в полном объеме, обуславливая необходимостью удержания неких «штрафных санкций», достигающих порой 90% от стоимости самого туристского продукта.

Кроме того, на телефон «горячей линии» Роспотребнадзора поступают обращения представителей турагентств, действующих в рамках договора, заключенного между туроператором и турагентом, который предусматривая определенные штрафные санкции к турагенту в случае невыполнения условий данного договора, «вынуждает» турагентов «перекладывать» свои убытки на потребителя.

В связи с начавшимися массовыми отказами российских туристов от поездок в Египет, объективно обусловленными известными событиями в этой стране, желание реализовать гражданами свои законные права на возврат уплаченных по договору денежных средств, к сожалению, далеко не всегда находит адекватный отклик со стороны туроператорского сообщества, отдельные представители которого вместо демонстрации ответственного поведения пытаются намеренно ввести граждан и общество в заблуждение относительно истинных пределов ответственности туроператоров, высказывая в публичном пространстве непрофессиональные суждения, направленные на искажение законодательных основ правового регулирования туристской деятельности.

Указанное в первую очередь касается тех положений статьи 14 «Обеспечение безопасности туризма» Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об основах туристской деятельности), согласно которым «в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения».

Делая акцент на, якобы, исключительно судебном порядке расторжения договора и «вырывая» названную правовую норму из контекста целого ряда иных сопрягающихся положений гражданского и гражданского процессуального законодательства, туроператоры, безосновательно отождествляя законное право на обращение в суд с изначально никак  неустановленной обязанностью такого обращения, тем самым, фактически пытаются исключить для граждан саму возможность на законных основаниях добиваться защиты своих прав в досудебном порядке.

Между тем,  положение той же статьи 14 Закона об основах туристской деятельности, закрепляющее, что «при расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия — ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг»  никоим образом не исключает достижения на этот счет соглашения сторон в случае заявления туристом соответствующего требования до реализации им своего права на судебную защиту.

Более того, в случае уклонения либо отказа туроператора (турагента) от возложенной на него по закону обязанности по возврату соответствующей денежной суммы турист может дополнительно предъявить ему целый ряд требований, связанных с возмещением убытков, компенсацией морального вреда, а также уплатой процентов за пользование чужими (т.е. туриста) денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, просрочки в их уплате (на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом при исчислении сроков исполнения обязательств, предусмотренных статьей 14 Закона об основах туристской деятельности, надлежит руководствоваться положениями пункта 2 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Также следует иметь в виду, что за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, установленных законом, и их удовлетворении судом суд взыщет с туроператора штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, на основании положений пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Игорь КРАСНОВ,  врач-методист ГКУЗ «ВОЦМП»