Медиками давно доказана польза грудного вскармливания, благотворно влияющая на физическое, нервно-психическое развитие ребенка первого года жизни, но не все мамочки хотят кормить ребенка грудью, поскольку не видят в этом никакой необходимости, ведь магазины предлагают большой ассортимент разнообразных молочных смесей, которые согласно рекламе ничуть не хуже грудного молока, поскольку содержат широкий спектр витаминов и минеральных веществ, необходимых для роста и развития ребенка и не требуют длительного приготовления к употреблению, и маме не обязательно подчинять свою жизнь расписанию кормления и постоянно находиться рядом с малышом.

И все же стоит задуматься, для чего природа наделила женщину такой величайшей способностью, как кормление своего ребенка грудью? Почему медики всего мира так настойчиво пропагандируют грудное вскармливание? Ответ на этот вопрос лежит в тесной взаимосвязи и взаимозависимости физического и нервно-психического развития с состоянием здоровья ребенка.

Первый год жизни – период быстрого психомоторного развития. За год ребенок проходит очень большой путь – от полной беспомощности на первом месяце жизни до понимания речи взрослого и умения говорить первые слова, ходить, играть, самостоятельно пить из чашки и др. За первый год длина тела в среднем увеличивается на половину, масса тела – втрое. Лучшей, наиболее физиологичной пищей для ребенка первого года жизни является материнское молоко, так как основные пищевые вещества – белки, жиры и углеводы в нем находятся в идеальном для усвоения детским организмом соотношении. Доказано, что материнское молоко способствует укреплению иммунитета младенца. Дети, находящиеся на грудном вскармливании в младенческом возрасте, реже болеют инфекционными заболеваниями и впоследствии легче адаптируются к детскому саду.

Малышу природа дала с самого рождения сосательный рефлекс не просто так, а для того, чтобы выжить и сделать его приход в этот мир не таким резким, болезненным и травмирующим, дать время для адаптации. Ведь с обрезанием пуповины ребенок получает не только свободу, но и физически теряет мать. Ребенок чувствует себя беззащитным и инстинктивно ищет защитной близости с матерью, поскольку он воспринимает ее как часть или продолжение себя самого. Ведь природа соединила мать и дитя особой эмоциональной близостью.

Для матери грудное вскармливание – один из самых первых и приоритетных способов налаживания контакта и познания ребенка в младенческом возрасте. Для малыша же в этом возрасте контакт с матерью является одним из способов удовлетворить свои потребности в пище, тепле и т.д. Именно в это время у малыша и формируется отношение к взрослому и желание общаться с ним. Во время кормления мать, как правило, держит малыша на руках. Всю свою любовь и нежность она вкладывает в свой взгляд, движения рук, мысли. Поглаживая малыша по голове и разговаривая с ним во время кормления, мама передает ему свое спокойствие, обеспечивая чувством безопасности. Именно она – первый человек, который помогает малышу адаптироваться к внешнему миру. Будучи свободным от переживания опасности, ребенок способен переключать внимание на окружающий мир и решать задачи по его познанию и освоению.

Грудное молоко является не просто едой для малыша. В процессе сосания у ребенка вырабатываются эндорфины – гормоны счастья-радости, а кроме того, он получает их из материнского молока. Особую значимость для детей раннего возраста имеют экзорфины грудного молока, необходимые для поддержки систем мозга, отвечающих за процессы взаимодействия с внешней средой, регуляции уровня исследовательской активности, способствующие повышению стрессоустойчивости психики, обладающие антитревожным эффектом. Таким образом, материнское молоко и сам процесс сосания являются для ребенка средством для достижения психоэмоционального комфорта, что способствует развитию эмоциональных реакций младенца, как положительных (улыбка и комплекс оживления на говорящее лицо, яркий предмет, смех), так и отрицательных (хныканье, плач, негативные реакции при отнятии игрушки), которые помогают ребенку (ведь он не умеет еще разговаривать) передать взрослому информацию о переживаемом состоянии. Общение матери с младенцем до, во время и после кормления, не только укрепляет привязанность между ребенком и матерью, что несомненно повлияет на дальнейшие отношения между ними. Способность матери «отзеркаливать» эмоции ребенка, его внутренние переживания, приведут к образованию системы обратной связи и накоплению пассивного словарного запаса слов (когда ребенок еще не говорит, но все понимает). Впоследствии такие дети, как правило, раньше начинают говорить, а ведь речь – показатель умственного развития. Такие малыши легко адаптируются в любом детском коллективе.

Итак, младенческий возраст является фундаментом для физического и психического развития ребенка. Поскольку малыш еще очень беспомощен, он полностью зависит от матери и от ее выбора. Кормить грудью своего малыша может каждая мама. Главное – иметь желание. И даже если что – то не получается, она всегда может обратиться к специалисту по грудному вскармливанию. От того, насколько здоровым будет малыш в свой первый год жизни, будет зависеть его дальнейшее развитие, как физическое, так и психическое.

Оксана Шмакова,

психолог ГБУЗ «ВОЦМП»