КАртинка из свободного доступа Яндекс Картинки

Школьный возраст — важнейший период жизни человека, время становления физического, интеллектуального, нравственного и эмоционального развития. Оптимальное (здоровое) питание детей является необходимым фундаментом здоровья,   устойчивости   к   воздействию   инфекций   и   других неблагоприятных факторов, способности к обучению. Для школьного возраста характерно: завершение формирования скелета и скелетной мускулатуры, нервно-гормональная перестройка, лежащая в основе полового созревания подростков, качественные изменения в нервно-психической сфере, связанные с процессом обучения. Интенсивный рост и увеличение массы тела в данном возрасте сопоставимы по своей интенсивности лишь с периодом раннего детства.

Широкомасштабные   эпидемиологические   исследования структуры питания и пищевого статуса школьников, проведенные в последние годы демонстрируют, что до 40% школьников недополучают полноценных молочных продуктов, у 50% наблюдается дефицит рыбы в рационе, выявлен недостаток ряда микронутриентов, в частности, витаминов С, B1,  B2 ,  β−каротина, железа, пищевых волокон (овощи, фрукты, зерновые гарниры, бобовые). В   то   же   время регистрируется избыточное   потребление   сахара, кондитерских изделий, жира и продуктов с высоким содержанием поваренной соли, сладких газированных напитков. На фоне нерационального питания педиатры наблюдают рост болезней желудочно-кишечного тракта, ожирения, анемии, патологии опорно-двигательной системы. Вывод на основе данных напрашивается однозначный – родителям необходимо более внимательно относится к питанию и освоить основные правила взвешенного рациона школьников.

Энергетическая ценность рациона зависит от возраста и биологических потребностей, так в 7-11 лет школьник должен получать не менее 2300ккал, в 11-14 лет 2500ккал, в 14-18 лет 3000ккал, что в среднем выше, чем потребности в питании взрослого человека. При   увеличении   умственных   и   физических   нагрузок   допускается   увеличение калорийности рационов питания детей в соответствии с нагрузками (кадетские школы, спортивные школы, школы искусств и др.).

 Четкий режим питания должен учитывать ритмичность протекания физиологических процессов в организме и предусматривать три основных приема пищи (завтрак, обед, ужин) и два перекуса (второй завтрак и полдник). Питание в определенные часы способствует полноценному усвоению пищи и предотвращению желудочно-кишечных заболеваний. Оптимальными будут следующие часы приема пищи для школьников: Ι смена – первый завтрак дома 7.00-8.00, второй завтрак 10.30-11.00, обед 13.00– 14.00, полдник 16.30-17.00, ужин 19.00-20.00 (не позднее, чем за полтора часа до сна); ΙΙ смена – завтрак 7.00-8.00, обед 12.00-12.30, полдник 15.00, ужин 20.00-20.30. Сбалансированный и гармоничный состав рациона по всем пищевым компонентам должен содержать белки, жиры, углеводы в соотношении примерно 1:1:4 по массе и по калорийности 10-18%, 30%, 55-60% соответственно. Содержание растительных и животных белков должно быть в соотношении 1:3.

Рекомендуемое потребление белков, жиров, витаминов и минеральных веществ детьми (завтрак, обед) в образовательных учреждениях должно составлять 55-60% от суточной потребности. В случае, если ребенок не может питаться в школьной столовой (наличие хронических заболеваний, аллергии, индивидуальная непереносимость и др.) необходимо обеспечить своего ребенка набором продуктов, компенсирующим пропускаемый прием пищи.
При выборе продуктов, который ребенок возьмет с собой в школу, необходимо предусмотреть сохранность его свежести на протяжении как минимум 4-5 часов. Соответственно, исключаются скоропортящиеся компоненты. Важно продумать упаковку, которая сохранит целостность перекуса в процессе (оптимально — пластиковый контейнер). Можно взять с собой фрукт (яблоко, грушу, банан) и орехи 30-40 грамм, бутерброд с сыром или запеченным мясом (важно — не использовать сливочное масло и майонез, эти компоненты уменьшают срок хранения бутерброда), дополнив его свежим огурцом или брусочками моркови. Несмотря на то, что в школах обеспечен беспрепятственный доступ к чистой питьевой воде, желательно дополнительно давать школьнику с собой бутылку питья (холодный чай, морс, негазированную воду).

Ежедневно   в   рационы   питания   детей   следует   включать:   нежирные сорта мяса (100-120г),   молоко (300мл), сливочное (30-35г) и растительное (15 мл) масло, кисломолочные напитки (180мл), хлеб ржаной и пшенично-ржаной (с каждым приемом пищи, 250-300г в день), картофель (200г), овощи, зелень (300г), фрукты, ягоды (200г). Рыбу (150г треска, горбуша, лосось, хек, минтай, сельдь (соленая).), яйца (2 шт.), сыр (45г), творог (100-120г), бобовые и крупы (100г)  можно включать 1 раз в 2-3 дня. Кондитерские изделия (100-150г в неделю), допустимы галеты, печенье, крекеры, вафли, пряники, сушки, джемы, варенье, повидло, мед.  Колбасные изделия не являются обязательными продуктами питания для детей. В ежедневные напитки школьнику следует включить: стакан сока, чай, какао с молоком, кофейные напитки, морсы, кисели, негазированную воду. Ориентировочные размеры потребления жидкости школьником зависят от времени года, двигательной активности ребенка, и, в среднем, составляют 50 мл на 1 кг веса.

Правильно формируйте меню горячих завтраков. В меню в обязательном порядке включайте горячее блюдо (кашу, запеканку, творожные или яичные блюда) и горячий напиток (чай, какао, кофейный напиток). Дополняйте завтрак продуктами — источниками витаминов, микроэлементов и клетчатки (овощи, фрукты, ягоды). В меню обедов включайте овощной салат (овощи в нарезке), первое блюдо, второе -основное блюдо рубленое или цельнокусковое (из мяса или птицы), гарнир (овощной или крупяной), напиток (компот, кисель). В полдник можно включить: фрукты, кондитерские изделия, творожные запеканки, йогурты, какао с молоком, горсть орехов. На ужин можно предложить рыбу с тушенными овощами, отварной или запеченный картофель, горячий салат с субпродуктами (печень), морепродуктами, легкими сырами, кисель, некрепкий чай (третичный), травяные чаи. Обращайте внимание на структуру блюд, рационально объединяйте в меню овощные и крупяные блюда. Не смешивайте кислую и нейтральную по вкусу пищу. Рацион необходимо составлять преимущественно из свежих продуктов, с соблюдением сезонности, допустимо использовать свежезамороженные ингредиенты отечественного производства, учитывая биологическую, химическую и радиационную безопасность питания.
Подвергайте продукты тщательной тепловой обработке, отдавая предпочтение щадящей кулинарной обработке, обеспечивающей микронутриетную сохранность продуктов (запекание, варка, приготовление на пару), ограничивая или исключая жарения и приготовления во фритюре. Выбирайте деликатный температурный и временной режим при термической обработке — не более 15-20 минут, температура не выше 50-60°С, запекание 180°С. Отделяйте сырые продукты от продуктов, подвергшихся тепловой обработке. Пользуйтесь безопасной водой и безопасными сырыми продуктами.

Для приема пищи необходимо обеспечить достаточно количество времени: выделить не менее 20-30 минут для каждого основного приема пищи и 10-15 минут для перекусов. Уделяйте достаточно внимание органолептическим и эстетическим качествам блюд, составляющих рацион, избегайте монотонности и однотипности меню для предотвращения чувства приедаемости.
Питание школьника при грамотной организации должно обеспечить организм учащихся детей всеми пищевыми ресурсами, обеспечивающими полноценное развитие растущего организма в условиях интенсивных интеллектуальных нагрузок.

Врач-методист ГБУЗ «ВРЦОЗ и МП»

Трегубова И.А

 

Список литературы

  1. Методические рекомендации MP 2.4.5.0107-15 «Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах».
  2. Рекомендуемые уровни потребления пищевых и биологи­чески активных веществ: Методические рекомендации.-М.:Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2004.—46 с.
  3. Питание детей старше года: учебно-методическое пособие для студентов медицинских ВУЗов /Файзуллина Р.А., Пикуза О.И., Самороднова Е.А., Закирова А.М. – Казань: КГМУ, 2015 — 83 с – 2-е изд.