Каждый из нас ежедневно бывает потребителем тех или иных услуг. Сегодня потребительский рынок насыщен всевозможными товарами и услугами, в том числе и через сеть интернета, но качество услуг зачастую оставляет желать лучшего.
Как только мы вышли за пределы своей квартиры, практически везде мы пользуемся различными видами услуг — транспорт, медицина, ЖКХ, торговые сети, общественное питание, банковские услуги.
Обычный человек, не столкнувшийся хотя бы раз в жизни с нарушением прав потребителя, зачастую и не знает, что есть такой закон «О защите прав потребителей», где изложены все права потребителя и требования, которые потребитель может предъявить, если его права были нарушены.
Зачастую недобросовестный продавец (производитель) пользуется незнанием потребителем своих прав и действует с нарушением требований закона, выдавая желаемое за действительное, а иногда просто навязывают вам ненужные услуги и товары.
По данным Роспотребнадзора, граждане обращаются за консультацией, как правило, уже после того, как их потребительские права нарушены, и требуется их восстановление с использованием тех или иных способов и средств защиты, предусмотренных законодательством, о которых потребителю неизвестно.
К большому сожалению, потребитель обладает слабой потребительской и правовой грамотностью, в связи с чем потребитель не в состоянии сделать правильный выбор при приобретении товаров, заказе работ или услуг и, как следствие, в дальнейшем не может отстоять свои права самостоятельно.
Из анализа обращений, проведенного Роспотребнадзором, потребитель зачастую делает следующие ошибки:
- не знакомится с предоставляемыми продавцом, изготовителем, исполнителем документами (например, договором, техническими характеристиками),
- проявляет:
— невнимательность при приобретении товара, работы, услуги (например, невнимательное прочтение договоров или осмотре передаваемого товара),
— поспешность приобретения товара, при заказе работ или услуг, производимой либо в силу названных обстоятельств, либо в силу уговоров, убеждений, обмана продавцом потребителя (например, убеждений продавца в эксклюзивности, исключительности, дефиците реализуемого продавцом товара, работы, услуги, обмане продавца, выраженном в незаконном вменении потребителю обязанности заключить тот или иной договор (заказать работу или услугу),
— чрезмерную доверчивость к продавцу, сопряженной с объективной или субъективной неспособностью потребителя определить функциональные и иные показатели (характеристики) приобретаемого товара для целей установления необходимости его приобретения и его соответствия требованиям, которые предъявляет к товару (свойствами, которыми потребитель хочет, чтобы обладал предполагаемый к покупке товар с учетом потребностей потребителя). Например, достаточно часто возникают такие случае, когда потребитель не знает, какой из представленных товаров ему лучше приобрести, и он спрашивает совета у продавца. Однако впоследствии оказывается, что продавец посоветовал ему не подходящий для потребителя товар (например, в действительности товар не обладает какими-либо свойствами, о которых говорил продавец или же товар не обладает теми свойствами, о желании наличия которых потребитель устно сообщил продавцу), или товар, который по сравнению с другими товарами хотя и отвечает требованиям потребителя относительно функционального назначения, свойств, технических характеристик и иных качественных показателей товара, но по сравнению с другими товарами (аналогичными по качеству) имеет цену выше, чем указанные аналогичные товары, которые тоже могли подойти потребителю.
В итоге, незнание закона «О защите прав потребителей», а проще говоря, наших прав, может привести:
— к заблуждению потребителя относительно правильности толкования норм права, в частности правовых норм, регулирующих сферу защиты прав потребителей;
— неспособности потребителя самостоятельно определить правовую природу заключаемых им договоров или подписываемых документов;
— неспособности потребителя дать правильную оценку совершаемых им или контрагентом (продавцом, исполнителем, изготовителем) действий (либо бездействия указанных лиц), относительно именно юридической значимости и важности указанных действий (бездействия).
Во избежание возможности возникновения конфликтных ситуаций в дальнейшем с продавцами, изготовителями, исполнителями услуг, а также для целей выработки знаний, необходимых для самостоятельной защиты своих потребительских прав, настоятельно рекомендуем найти время и почитать данный закон. Мы призываем наших читателей отстаивать свои права потребителя, а в случае затруднений обращаться к профессионалам.
Врач-методист ГБУЗ «ВОЦМП»
Краснов И.Г.
Материал по теме:
Закону РФ «О защите прав потребителей» — 27 лет