Двадцатый год двадцать первого века принес человечеству серьезные испытания. В условиях распространяющейся по миру коронавирусной инфекции перед правительствами стран встала задача путем предупредительных мер снизить опасность роста заболеваемости среди населения. Россия – не исключение. И, хотя в нашей стране число заболевших COVID-19 гораздо ниже в сравнении с другими странами, противоэпидемические и профилактические мероприятия набирают обороты.
Одной из действенных мер, направленных на снижение опасности заражения путем уменьшения социальных контактов, является перевод работников на дистанционный режим работы при наличии технических и организационных возможностей. Кроме того, современное развитие общества все чаще сопровождается переводом определенной части работников компаний на «удаленку».
По данным кадрового агентства «Битрикс-24», 83% российских компаний уже используют тот или иной формат дистанционной работы. Удаленно работают некоторые IT-специалисты, сотрудники средств массовой информации (журналисты, корректоры, верстальщики, редакторы), переводчики, фотографы, консультанты интернет-магазинов, сотрудники колл-центров, менеджеры.
Как свидетельствуют психологи, удаленная работа подходит мамам в декрете (сохранение рабочего места и подработка), пенсионерам (прибавка к пенсии, продление социальной и профессиональной активности), лицам с ограничениями в передвижении или испытывающим трудности при социальном взаимодействии (аутисты, интроверты). Не приспособлены к дистанционной работе люди с низким уровнем самоорганизации (сотрудники с так называемым «внешним фокусом контроля», которым нужна «рука управленца»), не подходит такой вид работы людям, испытывающим выраженную потребность в социальной активности и общении, лентяям и безответственным.
Конечно, не во всех отраслях производства возможна реализация такого формата работы. Существует множество аспектов, в том числе юридических, психологических, финансовых и т.д., которые необходимо учитывать при переводе работников на «удаленку». Проблемы возникают и у работников, которые вынуждены изменить привычный образ жизни и успешно совмещать два вроде бы несовместимых полюса своей жизни – работу и дом.
Как и при любом формате деятельности, в удаленной работе есть как минусы, так и плюсы.
К преимуществам «удаленки» для работника можно отнести следующие:
- Экономия времени, которое раньше тратилось на дорогу;
- Экономия на одежде, обедах и транспортных расходах;
- Возможность больше времени проводить с семьей;
- Возможность самому регулировать время труда и отдыха;
- Возможность оформить рабочее место на свой вкус и создать максимально комфортную рабочую обстановку;
- Уменьшение количества стрессогенных факторов и конфликтов.
Однако наряду с плюсами удаленная работа имеет и минусы:
- Нехватка обратной связи с руководителем и коллегами, дефицит профессионального общения;
- Размывание границ рабочего дня;
- Невозможность полностью отвлечься от домашних дел;
- Сложности в планировании рабочего дня;
- Непонимание родных и близких.
Как отмечают психологи, мужчины легче приспосабливаются к условиям удаленной работы: они легче концентрируются на поставленной задаче и быстрее погружаются в работу. Женщине при дистанционной работе приходится совмещать работу и дом, поэтому такой формат работы дается ей труднее. Испытывают трудности на «удаленке» и люди предпенсионного возраста, поскольку им придется осваивать новые навыки. Однако для них в этом есть и свои плюсы: изучение нового – отличная профилактика болезни Альцгеймера.
Чтобы быстрее адаптироваться к новой ситуации и приспособиться к новым условиям труда психологи советуют:
- Оставаться в прежнем режиме работы и отдыха. Важно утром привести себя в порядок, сделать зарядку и переодеться. Дома необязательно соблюдать офисный дресс-код, но работа в пижаме не настраивает на рабочий лад.
- Приступать к работе в привычное время. Велико искушение поспать подольше, ведь появилось дополнительное время, которое обычно уходило на дорогу. Желательно сохранить прежний режим дня, так как чем дольше втягиваешься в дела, тем хуже будут трудовые показатели.
- Отводить на работу определенное время. Оптимально – 7-8 часов, как в офисе. Однако, если удается выполнить запланированную работу в более короткие сроки, дайте себе дополнительный отдых или уделите высвободившееся время домашним делам.
- Составить расписание. При удаленной работе необходимо руководствоваться тем же расписанием, как и при работе в офисе. При составлении расписания необходимо учитывать и не связанные с работой обязательства (например, отвезти ребенка в школу и забрать его и т.д.), они также должны выполняться. Ознакомьте со своим расписанием коллег, чтобы они знали, когда вы доступны для обсуждений и общения, а также друзей и домочадцев, которые должны понимать, что удаленная работа не означает, что вы свободны в любой момент.
- Организовать рабочее место. Необходимо так организовать рабочее пространство, чтобы другие члены семьи вас не отвлекали. В идеале это отдельная комната, куда никто не будет заходить, пока вы работаете.
- Организовать возможности для совместной работы. При работе из дома сохраняется необходимость общения с коллегами и руководством – участвовать в совещаниях, получать задания, обсуждать решения или обмениваться мнениями. Подобное общение доступно по скайпу, в корпоративных чатах. Общение в формате видеоконференцсвязи помогает поддерживать связь при отсутствии ежедневных личных контактов.
- Делать регулярные перерывы по 15—20 минут. Через каждые 1,5 часа активной работы начинается снижение мозговой активности. Чтобы восстановить силы, необходимо сделать небольшую зарядку, переключиться на домашние дела, прогуляться, послушать музыку.
- Вести список дел. Список дел поможет упорядочить работу, сохранять мотивацию и действовать эффективно. Список нужно написать или напечатать. Не держите его в голове, чтобы не приходилось постоянно вспоминать, что еще не сделано.
- Заканчивать работу только после того, как все задачи будут выполнены. Нельзя оставлять работу на «потом» – это повышает тревожность. В качестве «контролирующего» можно привлечь кого-то из родственников.
- Регулярно проветривать помещение. Свежий воздух повышает тонус кровеносных сосудов, активизирует работу мозга и сердца, способствует повышению работоспособности.
Соблюдение этих правил дает возможность хотя бы частично воссоздать рабочее психологическое поле, которое будет активировать нужное психологическое настроение и способствовать выполнению порученного задания.
Ольга Гусева,
врач-методист отдела организационно-методического
обеспечения профилактической работы ГБУЗ «ВОЦМП»