Картинка взята для иллюстрации из свободного доступа Яндекс Картинки

Принято считать, что состояние стресса, в котором может пребывать человек – это исключительно удел взрослых. Но это не совсем так. Стрессы, несомненно, присутствуют в жизни каждого человека. Поскольку он – существо социальное, к ребенку с самого раннего возраста в процессе воспитания родителями и обществом предъявляются определенные требования. В ущерб своим желаниям ребенок вынужден соответствовать им. И не всегда его возможности позволяют действовать в соответствии с этими требованиями. Так возникает сильное психоэмоциональное напряжение, вызванное конфликтом между «хочу-надо-могу», которое выводит организм из равновесия, вызывая стресс. В переводе с английского стресс трактуется, как «давление», «напряжение», определяющее состояние и действия человека, которые возникают в ответ на воздействия стрессовых факторов. Это неспецифическая защитная реакция организма на опасность, данная человеку природой, помогающая ему быстро среагировать на ситуацию и адаптироваться к ней. Стресс держит организм в состоянии физического и психического напряжения, активизируя его основные системы и включая антистрессовые механизмы для того, чтобы усилить познавательную и поведенческую деятельность человека, помогающую ему не только выжить в критической ситуации, но и развиваться, двигаться вперед.

Если длительное время находиться в состоянии стресса, он может приобрести хроническую форму и принести огромный вред организму. Если ребенок длительное время испытывает стресс, то это может ослабить его нервную систему и понизить иммунитет. Стрессовые факторы нарушают работу мозга, выработку гормонов, регулирующих жизненный ритм и самочувствие ребенка. Происходит нарушение сна, работы иммунной и пищеварительной систем. Именно в стрессовый период ребенок часто болеет вирусными заболеваниями.

Многие родители с самого рождения малыша стараются оградить его от различных стрессовых ситуаций. Они стремятся, как говорится, везде соломки подселить, дабы оградить свое чадо от неприятностей и негативных эмоций, оказывая тем самым ему «медвежью услугу». Ведь в небольших количествах стресс даже полезен для организма. В стрессовой ситуации стимулируется образование глюкозы, повышается ее уровень в крови, жир интенсивнее извлекается из жировых депо, угнетаются воспалительные процессы, сопротивляемость организма внешним воздействиям повышается. Так стресс мобилизует силы организма, способствует хорошей адаптации к меняющимся условиям и помогает приспособиться к новым условиям жизни. Если ребенок будет огражден от трудностей и все проблемы за него будут решать взрослые, жизнь будет казаться скучной и однообразной. А это тоже сильный стресс для организма, который будет тормозить развитие ребенка. Поэтому главная задача родителей – не оградить ребенка от стрессовых ситуаций, а научить правильно оценить окружающую обстановку и выработать такое поведение, которое поможет справиться со стрессом.

Неудачи в учебной деятельности или дополнительных развивающих секциях (например, в музыкальной или спортивной школе) могут являться сильнейшим стрессовым фактором, оказывающим негативное влияние на организм ребенка в целом. Стремясь оправдать ожидания родителей и те усилия, которые были затрачены на него в процессе воспитания, ребенок увеличивает свои усилия, что зачастую приводит к психоэмоциональному перенапряжению и нервному истощению.

Каждый ребенок по-разному переживает кризисную ситуацию. Наиболее подвержены стрессам впечатлительные, эмоциональные, тревожные и неуверенные в себе дети. Родители всегда безошибочно могут определить, что их ребенок испытывает стресс. Всегда спокойный малыш может стать плаксивым, агрессивным, раздражительным и рассеянным. Во сне он может скрежетать зубами и просыпаться ночью с плачем от страшных снов. У ребенка могут появиться нервозные привычки, например, притопывание или кручение волос. Ребенок может жаловаться на головную боль, боль в желудке, возможна рвота, понос, ночное недержание мочи…

Ребенок постоянно должен чувствовать поддержку родителей. Никогда не оставляйте его один на один с проблемой даже, если вам кажется, что и проблемы-то в этой ситуации нет. Если вы заметили, что ребенок чем-то обеспокоен, окажите ему эмоциональную поддержку, поговорив о его чувствах. Рассмотрите различные варианты решения поставленных задач и научите планировать свои действия при достижении цели.

Воспитывайте в ребенке черты оптимиста – человека, который принимает реальность такой, какая она есть и оценивает свои успехи и неудачи, как шанс научиться чему-то новому. Он не пасует перед трудностями, анализирует ошибки и ищет новые варианты для достижения цели.

Давайте ребенку больше свободы и избегайте разрушительной критики при оценке его действий. Наибольший отпечаток в душе ребенка оставляет травма, нанесенная в детстве близкими людьми. Иногда родители даже не замечают, как своими резкими замечаниями могут нанести ребенку психическую травму, которая останется с ним на всю жизнь и сформирует целый ряд комплексов. Научите правильно относиться к критике окружающих и воспринимать критические высказывания людей, как дельный совет, а не как удар по собственному самолюбию.

Поощряйте ребенка за успехи и развивайте уверенность в своих силах, способствующие формированию адекватной самооценки.

Научите ребенка распознавать свои чувства и эмоции, которые возникают у него в стрессовой ситуации. Объясните, что испытывать злость, ненависть, обиду, раздражение – это нормально. Главное, не подавлять, а суметь принять и прожить их. Когда мы принимаем свои чувства, мы осознаем, с чем имеем дело, можем осмыслить проблему и найти в себе скрытые резервы, чтобы справиться с ней.

Повысить стрессоустойчивость организма к негативным факторам поможет здоровый образ жизни. Следите за соблюдением режима дня и обеспечьте сбалансированным питанием. Правильный режим сна и бодрствования поможет организму восстановить свои силы. Сон ребенка должен длиться не менее 9 часов. Это повысит стрессоустойчивость психики и сопротивляемость организма к заболеваниям.

Чтобы справиться со стрессом, необходимо избавиться от негативных эмоций. Стрессовая реакция всегда должна завершаться активным действием. Бег и активные физические упражнения будут способствовать работе мышц и затрате энергии. Если сдерживать свои эмоции, то реакция организма на стрессовую ситуацию остается прежней – глюкоза выбрасывается в кровь, но человек при этом остается пассивным. Таким образом, глюкоза, вырабатываемая организмом, не сжигается, а перерабатывается в жир. Такая пассивная реакция на стресс приводит к ожирению. Можно записать ребенка в спортивную секцию с учетом его интересов и уровня здоровья.

Научите ребенка способам снижения тревоги, техникам саморегуляции (медитации и расслабления, убеждения и самовнушения, дыхательным упражнениям, визуализации, арт-терапии).

Существует такое выражение: «Мы все родом из детства». Все, что мы когда-то пережили в детстве, не забывается. Травмирующие события уходят глубоко в подсознание, проявляясь в наших страхах, комплексах и тревогах уже во взрослой жизни.

Уважаемые родители! Помните! Любые изменения, происходящие в жизни вашей семьи, несущие для ребенка неуверенность в завтрашнем дне или угрозу для личной безопасности, являются стрессовыми факторами для его психики. Не допускайте, чтобы ребенок длительное время находился в стрессовом состоянии. Помогите найти выход из травмирующей ситуации, ведь шансов самостоятельно справиться с ней у ребенка нет, так как адаптационные механизмы у него еще не сформированы. Только любящее сердце близкого человека способно заметить в поведении ребенка малейшие признаки стресса и всегда готово немедленно прийти ему на помощь.

Оксана Шмакова,

психолог отдела комплексных программ

детского населения ГБУЗ «ВРЦОЗиМП»

 

 

Материал подготовлен  к публикации и опубликован   отделом подготовки и тиражирования информационных медицинских материалов ГБУЗ «ВРЦОЗ И МП»  под редакцией   Тарасовой Э.Д.