Во все времена плакаты, листовки были одним из самых распространённых средств массовой агитации и информации, они призывали к определённым действиям, информировали о событиях в стране, указывали на хорошие и плохие стороны жизни, воспитывали в людях чувство патриотизма, любовь к Родине.

Невольно приходят в память эпидемии в начале ХХ века. Люди пытались остановить их любыми средствами: дезинфекцией, заговорами, карантинными мероприятиями. Наглядным агитационным материалом были листовки, плакаты, которые призывали народ вакцинироваться против оспы, мыть руки, держать в чистоте жильё, пить кипячёную воду, уничтожать комаров — сокращая смертность от брюшного тифа, дизентерии, холеры, малярии. Борьба с болезнями осложнялась не только нехваткой врачей и лекарств, но и неграмотностью населения России. Среди народа проводились лекции, разрабатывались плакаты на санитарно-просветительские темы. «Вошь – причина сыпного тифа. Убей вошь, иначе ты погибнешь», — гласили лозунги, заставляли народ бороться с болезнью, выполняя простые гигиенические мероприятия.

 Не могу не коснуться наглядной агитации времён Великой Отечественной войны. Из-за перемещения больших масс населения, невозможности соблюдения элементарных санитарных правил, распространялись инфекционные заболевания.

Необходимо было предупредить развитие эпидемии в войсках и среди населения. Листовки того времени призывали к вакцинации против семи инфекций – холеры, брюшного тифа, столбняка, двух видов паратифов, дизентерии.

Для солдат, перед очередным наступлением, или в госпиталях для раненых, агитбригадами демонстрировались фильмы о санитарно-гигиенических основах в условиях военного времени. Выпускались плакаты-стенгазеты, оформлялись лозунги-трафареты, раздавались брошюры: «Личная гигиена», «На борьбу с заразными кишечными инфекциями». Всё это позволяло снизить напряженность эпидемиологической обстановки как на фронте, так и в тылу.

В послевоенное время большое внимание уделялось созиданию.

Глядя на плакатные призывы — молодёжь ехала строить новую жизнь, осваивать целину, строить железные дороги, возводить города, возрождать народное хозяйство.

На первом плане в тематике наглядной агитации был здоровый образ жизни населения. Молодые, счастливые, советские граждане, занимающиеся спортом – вот идеал, к которому должен стремиться каждый. Уделялось большое внимание борьбе с вредными привычками, высмеивалось пьянство. Народу предлагалось сказать: «Нет!» — курению, алкоголю, случайным половым связям. Рекомендовалось: делать зарядку, закаляться, быть готовым к труду и обороне, стремиться к новым победам. В советский период медицинская тематика прочно входила в темы агитационных материалов.

Продолжалось информирование населения о профилактических мероприятиях против таких заболеваний как: чесотка, вирусный гепатит, туберкулёз, менингит и многих других.

Через наглядную информацию повышалась мотивация на обращение к врачу не только в случае заболевания, но и с профилактической целью.

Менялись времена, сменились и агитационные материалы. Появились баннеры, евробуклеты, бюллетени, флаеры, электронные носители. Современного человека с рождения окружает информационная пропаганда здорового образа жизни. Будучи беременной, женщина получает большое количество советов в виде буклетов, памяток, которые могут дать ответы на многие её вопросы – «Что можно и нужно пить, есть? Как себя вести во время родов? Чем и как кормить ребёнка? Как ухаживать за малышом, и какие условия необходимо для него создать?». Конечно, женщина может найти весь материал в интернете, но информация там не всегда правдива, а буклет, полученный из рук доктора, – соломинка, которая может помочь в сложной ситуации.

Трудно представить наглядную агитацию будущего. Может быть, это будет QR – код, выдаваемый каждому пациенту поликлиники или больницы. Считывая с него информацию, человек будет знать принципы лечения своего заболевания с препаратами и дозировкой, методику исключения факторов риска, профилактику осложнений и рецидивов болезни, принципы реабилитации в специализированных центрах или санаториях.

Неважно, как выглядят и будут выглядеть информационные, агитационные наглядные материалы, самое главное, все они должны работать с единой целью: «Всё во благо человека, всё для человека!».

Врач-методист  отдела  комплексных программ десткого населения  ГБУЗ «ВРЦОЗиМП»    Чепрунова С.Н.

Материал подготовлен  к публикации и опубликован   отделом подготовки и тиражирования информационных медицинских материалов ГБУЗ «ВРЦОЗ И МП»  под редакцией    Мельниковой Л.Б

 

Список источников литературы:

  1. Плакаты великой отечественной войны 1941-1945 годов. http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/33/831/
  2. Пономаренко А.В. Плакаты второй мировой войны. СССР. Британия. США. https://urusovdiscovery.com/2020/05/09/