Тема связи ожирения с изменениями когнитивных (умственных) функций возникла давно, но вот обоснование и научные доказательства все больше и больше появляются в последние десятилетия.
В мире около 124 млн. детей страдают ожирением. В Великобритании почти 20% в начальной школе имеют избыточный вес, и эта цифра увеличивается до 30% к началу средней школы. Отечественная статистика не менее тревожна — на протяжении трех последних лет более 2,2-2,3% детей от 0 до 14 лет имеют диагноз «ожирение», каждый четвертый случай впервые выявленный, т.е. имеет место ежегодный рост на 25% числа детей, страдающих этим недугом. Если в 2018 году 3,8 человек на каждую тысячу подростков страдали ожирением, то за пять лет этот показатель вырос на 11,6% до 4,3 на тысячу подростков. По данным региональной статистики в 2024 году ожирением страдали 2,04% детей до 14 лет и 3,3% подростков, что тоже не вызывает победных реляций.
Ученые изучили данные почти 3000 детей и пришли к выводу, что ожирение в детском возрасте связано с изменениями в областях мозга, ответственных за когнитивный контроль. Американские исследователи проанализировали 2700 детей от 9 до 11 лет. Изучена толщина коры головного мозга, внешнего слоя головного мозга (отражает уровень серого вещества, которое связано с сенсорным восприятием (зрение, слух), памятью, эмоциями и речью). Ученые сравнили этот показатель с индексом массы тела (ИМТ) каждого ребенка. Обнаружена связь между повышением ИМТ и значительным снижением средней толщины коры головного мозга, а также ее истончением в префронтальной области. А эта зона связана с когнитивным контролем. Взаимосвязь сохраняется и после учета других влияющих на нее факторов (возраст, пол, раса, образование, родители, доход семьи и вес при рождении).
«Сахар делает тебя глупым». Эта фраза, запущенная в медийном пространстве, распространяется с благословения медицинского сообщества. И вот почему. Чем выше уровень глюкозы, инсулина или гликированного гемоглобина (Hba1c), тем выше риск развития слабоумия. Высокое потребление сахара «сжимает» мозг и ухудшает успеваемость в школе, способствует агрессивному поведению, а еще сахар вызывает привыкание.
Самый молодой возраст сахарного диабета II типа – 3 года, а самому молодому человеку с деменцией – 32 года. Повод задуматься!
Детерминантами коэффициента интеллектуального развития являются социальные факторы, условия внешней среды, питание, наследственная и соматическая патология, вместе формирующие генофонд. Питание является одним из наиболее важных эпигенетических факторов (это внешние воздействия, которые влияют на активность генов, не изменяя самих генов), но которые могут влиять на развитие мозга и поведение.
Вспомним о научно доказанном феномене «первой тысяче дней жизни», этом уникальном окне возможностей для оптимального развития центральной нервной системы (ЦНС) и зрительного анализатора. Первые 1000 дней относятся к периоду, начиная с зачатия и до 2 лет жизни. Ни в один из периодов жизни человеческий организм не растет и не развивается так быстро. Это критический период, когда питание служит основой для здоровья в течение всей дальнейшей жизни. В первые 1000 дней отмечается наибольшая чувствительность ЦНС к любому дефициту питательных веществ. Характер питания предопределяет метаболизм организма на протяжении всей последующей жизни. Недостаточное или несбалансированное питание влияет на потенциал развития ЦНС. С помощью только коррекции питания можно повысить IQ (коэффициент интеллекта) на 10 пунктов.
Процесс созревания нервной системы протекает индивидуально у каждого человека, но в то же время существует единая схема нейропсихологического развития людей.
Структура и функциональные возможности мозга формируются на ранних этапах развития до достижения трехлетнего возраста. Развитие мозга начинается на 4 неделе беременности с закрытия нервной трубки. Шестая неделя – начало дифференциации нейронов (формирование дендритов и аксонов, синапсов, выработка трансмиттеров, участвующих в передаче импульсов), 32 неделя – выработка глиальных клеток и миелинизация (формирование серого вещества) нейронов. Синапсы формируются всю жизнь. Миелинизация начинает уменьшаться в молодом возрасте и прекращается в 40 лет. Уменьшение аксонов и синапсов начинается уже между наступлением половой зрелости и ранней взрослостью.
Дефицит микронутриентов у матери имеет последствия у ребенка на всю жизнь! Недостаток витаминов и минералов влечет гормональную дисфункцию и нарушение эпигенетических процессов. Следствием становится нарушение развития эмбриона/плода с последующим выходом на гипертензию, инсулинорезистентность, дисфункцию бета — клеток поджелудочной железы, кардиометаболический риск.
Часто цитируемый в специальной литературе пример о голоде в Голландии и его эффектах через десятилетия свидетельствует, что дети, рожденные от матерей, чья беременность пришлась на период голода 1944 года, имели выше частоту ожирения, выше частоту сахарного диабета и частоту шизофрении. Общая смертность также выше на 10%. В ответ на недоедание плод избирательно накапливает питательные вещества для сохранения роста мозга за счет роста других органов (печень, почки, поджелудочная железа и мышцы).
Переход от внутриутробной к внеутробной жизни – наиболее уязвимый критический этап онтогенетического развития (индивидуальное развитие организма от зачатия до смерти). Неполноценное питание во внутриутробном и раннем постнатальном периоде особенно заметно сокращает количество нервных клеток мозга, определяемых по содержанию ДНК. Развитие мозжечка сильнее всего страдает от недостатка питательных веществ в период непосредственно перед и после рождения.
Развитие нервной системы продолжается и после рождения и осуществляется согласно четкой программе, которая координируется генетически. После рождения быстро развивается область гиппокампа, отвечающая за распознавание лиц и пространственную память, зрительную и слуховую зоны коры. На первом году к быстро развивающимся областям мозга относят зону Вернике, отвечающую за распознавание и обработку речи, зону Брока, обеспечивающую двигательную компоненту речи, префронтальную кору, координирующую сложное когнитивное поведение, проявление личности, принятие решений.
На протяжении всей жизни когнитивные функции тесно связаны с потребностью в питании. Интеллектуальная функция возрастает в период детства, стабилизируется в зрелом возрасте и снижается в процессе старения.
Исходя из этого постулата следует вывод, что рациональное питание беременной и ребенка с рождения лежат в основе возможности улучшить и продлить умственное здоровье, которое стабилизируется в зрелом возрасте и снижается в процессе старения.
Подтверждением известной связи грудного вскармливания и интеллекта являются исследования, показавшие, что значение коэффициента IQ в возрасте 30 лет были значительно выше у тех, кого кормили грудью 12 и более месяцев в сравнении с получавшими грудное молоко менее 1 месяца.
Доказан также механизм положительного влияния грудного вскармливания на структуры мозга и умственные способности детей вплоть до подросткового возраста. Это происходит через увеличение миелина в коре головного мозга. Указывается также на связь процесса миелинизации с продолжительностью грудного вскармливания.
Раннее детство – период активного развития головного мозга. С рождения до 2 лет размер мозга увеличивается в 3 раза и в нем в 2 раза повышается содержание длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот (ДЦПНЖК). А содержание полиненасыщенных жирных ПНЖК в грудном молоке напрямую зависит от питания матери. Докозагексаеновая кислота положительно влияет на психическое здоровье младенца и снижение риска нейровоспаления (синдрома внезапной смерти).
Написанное о роли рационального питания беременной и ребенка раннего возраста – это лишь небольшая часть доступной научной информации, но позволяющая любому человеку поглубже взглянуть на свой образ жизни, где-то пересмотреть репродуктивные планы с целью их улучшения.
Заведующий отделом комплексных программ общественного здоровья ГБУЗ «ВРЦОЗиМП» С.В. Сарванова.
При написании статьи использовались материалы, предоставленные И.Н.Захаровой, д.м.н., проф., зав.каф.педиатрии им. ак. Г.Н.Сперанского РМАНПО на ежегодной научно-практической конференции в рамках Международной недели грудного вскармливания «Раунд-вебинар: возможности поддержки грудного вскармливания здоровых и больных детей».
Материал подготовлен к публикации на сайте и опубликован отделом подготовки и тиражирования информационных медицинских материалов ГБУЗ «ВРЦОЗ И МП» под редакцией Мельниковой Л.Б
















































