На протяжении многих десятилетий проблема алкогольной зависимости в обществе остается одной из самых значимых в нашей стране. Особую тревогу вызывает ранняя алкоголизация детей подросткового возраста. Врачи и психологи ежегодно проводят огромную профилактическую работу, направленную на борьбу с алкоголизмом. Несмотря на это миллионы подростков продолжают употреблять спиртные напитки, которые не только наносят огромный вред физическому и психическому здоровью, но и могут привести к такому заболеванию, как алкоголизм.
Алкоголизм – это заболевание с прогрессирующим течением, которое возникает на основе неумеренного употребления спиртного и проявляется характерными психическими и неврологическими расстройствами, поражением внутренних органов, а также сопровождается нарушениями различных социальных функций человека.
Многие отечественные и зарубежные исследователи выделяют неблагополучную семью как один из главных факторов риска формирования девиантного поведения подростков, связанного с употреблением алкоголя. Ведь именно в семье человек проходит первый и наиболее важный этап своего развития и становления как личности, усваивает принятые в обществе образцы и формы поведения. Принятые от родителей формы поведения плохо поддаются изменениям и могут остаться на всю жизнь. Помимо отрицательного примера родителей, дети в неблагополучных семьях подвергаются риску нарушения психического и физического развития вследствие жестокого обращения и перенесенных травмирующих ситуаций.
Но и в благополучных семьях риск приобщиться к спиртному для ребенка остается. Первое знакомство с алкоголем зачастую происходит в семье – либо случайно, либо родители его дают «для аппетита», «лечат вином» или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное. В более старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: праздник, семейное торжество, гости. Обычно это бывает, так сказать, «невинная» рюмочка в честь дня рождения или другого мероприятия. И хотя это происходит с согласия родителей, в кругу семьи, все же у подростка уже снимается психологический барьер, и он чувствует себя вправе выпить с товарищами или даже одному, если появляется такая возможность.
Еще до первого знакомства со вкусом алкоголя у подростка образуется определенное представление об этом продукте, о его особом «приятном, возбуждающем» действии. Но это знакомство для ребенка неожиданно оказывается совсем не таким, каким оно представлялось: горький вкус водки, жжение во рту, головокружение, тошнота. После такого неприятного знакомства большинство подростков некоторое время избегают алкоголя. Однако в возрасте 13-16 лет соблазн выпить вино возобновляется.
Почему же подростки употребляют алкоголь?
Подростковый возраст – период бурного развития и перестройки организма, когда мозг заканчивает свое формирование. Этот период перехода от детства к взрослости психологи называют кризисом подросткового возраста, который сопровождается естественными, хотя и не всегда удобными для родителей и общества процессами. Происходит резкое увеличение роста и развитие вторичных сексуальных признаков. Меняется гормональный фон, который приводит к увеличению сексуальных желаний и сексуальной энергии. Но процессы созревания протекают неравномерно. Неравномерность развития сердца и кровеносных сосудов способствует повышению давления, напряжению сердечной деятельности, усилению возбудимости детей, нервозности, усталости, головокружениям. Отсюда и эмоциональная неустойчивость с резкими сменами настроения.
На фоне физического дискомфорта подросток осознает свою уникальность, пытается разобраться в себе, в своих возможностях через сопоставление себя миру взрослых. Он склонен к уходу в себя, самокритичен и особо чувствителен к посторонней критике. Подросток пытается избавиться от опеки и власти родителей. Он хочет быть самостоятельным и независимым. Стремится расширить и реализовать свои права, поступать так, как он хочет. Родители в жизни подростка уже не главные, он критикует их действия. Авторитет взрослых резко падает, зато возрастает значимость мнения сверстников. Мнение родителей учитывается лишь тогда, когда они совпадают с мнением его друзей.
Если родители не принимают новой роли подростка и относятся к нему, как к маленькому, продолжая опекать, контролировать, критиковать, навязывать свои действия и образ жизни, то он начинает бунтовать против устаревших взаимоотношений. Если взрослые не занимаются воспитанием ребенка и он предоставлен самому себе, если в семье имеет место жестокость, то подросток чувствуют себя ненужными своим родителям. И в том, и в другом случае, ребенок будет пытаться избежать дискомфорта дома и найдет компанию, которая даст ему «принятие», даст идеологию. Здесь он и будет проводить все свое свободное время. Если компания деструктивная, то там может произойти первая проба алкоголя, используемая как «средство для снятия стресса». Выпивая, подросток стремится снизить чувство тревоги и одновременно избавиться от застенчивости и избыточного самоконтроля. Сам процесс принятия алкоголя у подростков часто носит характер бравады, противопоставления себя окружающим, а поэтому с самого начала они могут употреблять большие дозы крепких напитков, суррогатов, приводящих к тяжелому опьянению. Большинство подростков знают о вредном влиянии алкоголя, но расценивают его как показатель взрослости. Стремление к экспериментированию, свойственное для подросткового возраста, часто провоцирует подростка попробовать напиток, с которым связано столько романтических историй, приключений и мифов о мужественности. Также опьянение помогает ему утвердиться в группе.
Особенность наркотического воздействия алкоголя на психику заключается в том, что с одной стороны он (особенно в больших дозах) подавляет психическую активность, с другой стимулирует ее (особенно в малых дозах), снимая торможение, вызывая эйфорию и, тем самым, давая выход подавленным желаниям и импульсам. Подросток удовлетворяет желание чувствовать себя и казаться сильнее, старается привлечь к себе внимание и ведет себя агрессивно.
Систематическое употребление подростками спиртного отрицательно сказывается на умственных способностях, ухудшается память, внимание и самоконтроль, то есть те функции, которые необходимы в первичной социализации личности. Иногда достаточно 100-150 граммов алкоголя, чтобы нарушилась высшая (мыслительная) функция головного мозга. При этом как бы «отключается» работа коры, но продолжают функционировать более «примитивные» подкорковые участки (в которых, как полагают ученые, скрыты «низменные» инстинкты), во многом определяющие преступные наклонности. Появляется непреодолимое желание что-то совершить. И тогда подростки, находясь даже в небольшом алкогольном опьянении, идут на улицу, пристают к прохожим, совершают групповые противоправные действия. Пьянство напрямую связано с преступностью, особенно с совершением насильственных преступлений против личности и хулиганством, а также с ДТП.
Особенностью пьянства у подростков является так называемая групповая психическая зависимость от алкоголя. Желание выпить возникает только тогда, когда собирается «своя» компания. Это не столько влечение к алкоголю, сколько стремление к группированию, характерная для подросткового возраста.
Групповая психическая зависимость еще не является признаком алкоголизма, но это уже плохой предвестник. С началом пьянства подростки быстро теряют и до того нестойкий интерес к учебе. Выпивки обычно сопровождаются уходами из дома, пропусками занятий, правонарушениями, ложью, конфликтами с родственниками и учителями. Чтобы разорвать вызываемую пьянством цепь психотравмирующих ситуаций, подростки прибегают к повторной алкоголизации. Так создается «порочный круг», выйти из которого самостоятельно бывает крайне сложно.
Алкоголизм у подростков формируется в сжатые сроки и отличается злокачественным, быстро прогрессирующим течением. Чем моложе подросток, тем быстрее у него формируется патологическая зависимость от алкоголя. Особенно быстро алкоголизм развивается у подростков с неуравновешенным характером, умственно отсталых, перенесших черепно-мозговую травму или воспалительные заболевания головного мозга. Психическая зависимость от алкоголя у таких подростков формируется в среднем через 3-6 месяцев, а физическая – через 1-1,5 года.
Как распознать склонность к употреблению алкоголем?
В поведении подростка появляются замкнутость, нежелание общаться с членами семьи и друзьями, раздражительность, подозрительность, несдержанность, гневливость и непродолжительные истерики, снижение успеваемости, прогулы, лживость и скрытность, импульсивность поведения, появление новых друзей (особенно старших по возрасту и «иного» круга), неизвестных семье, сужение интересов, а главное – отход от прежних, утрата мотивации и настойчивости, резкая смена настроения (вспыльчивость), неспособность справиться с разочарованием, уход «в себя», депрессивное состояние.
Гармоничная личность хорошо адаптируется к любым жизненным ситуациям и не нуждается в этом плане в каком-либо «допинге». Личность неустойчивая, с выраженными отклонениями в характере, трудно приспосабливается к внешней среде и иногда именно поэтому прибегает к алкоголю. Известный советский психиатр А.Е. Личко связывает мотивацию употребления подростками алкогольных напитков с их характерологическими особенностями (акцентуациями характера), которые делают психику подростка избирательно уязвимой к воздействию внешних факторов. Это психически здоровые дети, но в силу особенностей характера у них обнаруживается повышенная склонность к пьянству. Наиболее склонны к выпивкам подростки эпилептоидного, неустойчивого, гипертимного, истероидного и астено-невротического типов акцентуации характера.
Подростки эпилептоидного типа акцентуации не сдержаны, гневливы, конфликтны и агрессивны. Им присуще злобно-тоскливое настроение и приступы сильных и длительных аффектов. Алкоголь может на время улучшить их настроение. Находясь в состоянии алкогольного опьянения, ведут себя агрессивно и отличаются половой расторможенностью. Обычно они пьют помногу и напиваются до «отключения».
Подростки неустойчивого типа акцентуации характеризуются ленью, праздностью, тягой к удовольствиям и развлечениям. Алкоголь для таких подростков – символ и средство праздного провождения времени.
Подростки гипертимного типа акцентуации отличаются почти всегда хорошим настроением, стремятся к лидерству и общению. Они легко становятся «добычей» пьющей компании: им трудно воздержаться от предложений выпить, поскольку они боятся потерять свою позицию лидера, произвести впечатление слабака или труса.
Подростки истероидного типа акцентуации эгоцентричны, театральны, жаждут внимания к себе. Обычно окружающие осуждают таких подростков, и они вынуждены держать себя в норме, хотя это им обычно не удается. С помощью алкоголя самоконтроль устраняется, натура проявляет себя свободно, без тормозящего влияния сознания – подростки чувствуют себя героями, им все дозволено.
Подростки астено-невротического типа акцентуации отличаются повышенной утомляемостью, раздражительностью. При помощи алкоголя такие подростки поднимают себе настроение, «готовят себя» к решительным поступкам, «становятся» смелыми.
Алкоголизм – развивающийся процесс. Если подростки длительное время и систематически употребляют алкогольные напитки, то к восемнадцати годам можно уже увидеть картину хронического алкоголизма, с сформированной физической и психической тягой. Поэтому родители должны предпринять максимум усилий для антиалкогольной пропаганды и воспитать в каждом ребенке личность, устойчивую к стрессовым ситуациям, способную самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь.
Список источников и литературы
- Еникеева Д.Д. «Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков»: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 144 с.
- Практикум по психологической службе: Учебное пособие / Под ред. О.А.Рудей. — Екатеринбург; Факультет психологии, Уральский государственный профессионально-педагогический университет, 2001. — 91 с.
- Севостьянов О.В. Мониторинг социальной работы с Издательский центр «Академия», «трудными» подростками: психологические особенности, диагностика, помощь. (учебно-методическое пособие). Волгоградский институт молодежной политики и социальной работы, Волгоград, 2000 – 80 с.
- Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
- Кондрашенко В. Т. Пьянство и алкоголизм у подростков. — Мн.: Выш. шк., 1986 — 64 с.
- https://ok.ru/video/3162976424294
- https://mckorsakov.ru/rodstvennikam/624-profilaktika-alkogolizma-sredi-podrostko
Психолог отдела комплексных программ детского населения
ГБУЗ «ВРЦОЗ иМП» О.Г. Шмакова
Материал подготовлен к публикации и опубликован отделом подготовки и тиражирования информационных медицинских материалов ГБУЗ «ВРЦОЗ И МП». Под редакцией Мельниковой Л.Б.