ребенок2Первые 6 месяцев жизни малыша пролетели незаметно,  и из совсем беспомощного кричащего комочка ваш ребенок  превратился во вполне сознательного, пусть и маленького, но  человечка, который ежеминутно удивляет и умиляет родителей своими  формирующимися привычками, эмоциями, особенностями характера. Чаще всего кроха удивлен, рад или чем-то заинтересован, позитивен и уравновешен.  Правда иногда он  уже может гневаться, печалиться, бояться чего-либо.   Ребенок  может ярко выражать свое недовольство действиями, доставляющими неприятные ощущения:  когда вы вытираете ему нос — он отворачивается, стрижете ногти – одергивает ручки и ножки, чистите ушки — вертит головой. Не стоит ругать детеныша за подобные «уловки», а лучше успокойте кроху, объясните, как вам понятны его страхи и беспокойство, но ничего не поделаешь – «надо» есть «надо».  Не стоит оставлять без внимания просьбы малыша, особенно когда он плачет. Оторвитесь от телефонного разговора, компьютера, возьмите ребенка на руки, обнимите, поцелуйте, успокойте, выполните просьбу, а потом продолжайте свое занятие. Отсутствие мамы во всех  смыслах в  возрасте 6-7 месяцев переживается особенно остро и эмоционально. Малыш активно познает мир, пытается с ним подружиться, и вы нужны ему, как проводник, фонарик, а иногда и  как надежная преграда от вероятной  опасности. День ото дня   увеличивающаяся двигательная активность маленького исследователя может стать причиной различных травм и страхов. Основная задача родителей 6-12тимеячного малыша – подготовить квартиру  к тому, чтобы она стала безопасной и дружественной территорией,  и попытаться создать четкую систему запретов. В возрасте 7 месяцев ребенок уже может понять слово «нельзя». Однако чтобы оно было действенным, «нельзя» не должно быть больше 3-х, иначе малыш просто перестанет обращать на запреты внимание. То, что считается пока опасным, лучше убрать подальше. К тому же, сейчас во многих магазинах есть отделы «Безопасность ребенка», в которых продаются регуляторы дверей и ящиков, насадки на острые углы, клейкая лента и пленка для стекол, заглушки на электрические розетки. От каких-то занятий и вещей кроху можно отвлекать, переключая его внимание на иное, не менее захватывающее действие,  а не громко скандируя всевозможные запреты. Постоянное «не трогай», «не смей», «не лезь», «нельзя» может привнести к тому, что малыш научится удовлетворять свое любопытство, когда взрослых не будет рядом, а это может закончиться трагедией. Кроме того, не следует ставить малыша на подоконник и любоваться   происходящим на улице. Сейчас вы делаете это с интересом и  вместе,   а  в будущем есть вероятность того, что любопытство и зафиксированные положительные эмоции  победят  страх, и ребенок попытается самостоятельно залезть на окно. Удовлетворяйте интерес ребенка к  познанию мира не только при помощи игрушек, и он быстро научится соблюдать необходимые меры безопасности и переключать свое внимание с розетки, плиты  и др. на более подходящие предметы.

     Во втором полугодии жизни  стремительно увеличивается поле осознанного восприятия ребенка, вовлекая все больше новых разнообразных факторов  внешней среды и рождая первые страхи. Стоит познакомить кроху с такими «шумящими» домашними помощниками, как пылесос, кухонная техника, стиральная машина, — дайте послушать их звук, объясните, зачем они нужны. Если ребенок продолжает бояться этого шума, включайте бытовые приборы реже. Включив, уделите минутку малышу – ни в коем случае не ругайте его, а  обнимите, поцелуйте, скажите, что вы рядом и понимаете, как ему страшно, но эти приборы – ваши друзья  и позволяют больше времени проводить вместе.

В этот период происходит столь радостное и долгожданное событие, как прорезывание зубов. Но оно может стать серьезным испытанием для ребенка и родителей. Сроки прорезывания зубов индивидуальны, порядок прорезывания  меняется крайне редко: нижние центральные резцы, верхние центральные резцы, боковые резцы. Определить скорое появление зубов помогут их предвестники:

  1. Ребенок постоянно что-то тянет в рот: пальцы, игрушки.
  2. Десна становится припухшей, рыхлой, на десне в месте прорезывания зубов появляется паутинка из мелких капилляров.
  3. Малыш становится беспокойным, плохо спит, часто плачет.
  4. Ухудшается аппетит, предпочтение отдается жидким продуктам.
  5. Появляется обильное слюнотечение, из-за которого может появиться кашель и мацерация кожи подбородка и щек.
  6. Повышение температуры тела, насморк, кашель, расстройства стула могут возникнуть при прорезывании зубов из за повышения восприимчивости ребенка к разным инфекционным агентам. Чтобы не пропустить серьезные заболевания, необходимо обратиться к врачу при появлении указанных симптомов. Специалист исключит или подтвердит диагноз, даст рекомендации по уменьшению боли и дискомфорта.

 Как только у малыша появятся 4 зубика, начинайте чистить их специальной мягкой щеточкой или намотанной на палец марлей. Раз в 6 месяцев посещайте стоматолога, следите за правильным питанием малыша, и его зубки будут здоровыми и красивыми.

Вместе с ребенком растут и его потребности в качественной и количественной коррекции пищи. Однако хочется посоветовать мамам не торопиться с введением прикормов, если  кормите грудью. Дополнительное питание  малыша  приведет к уменьшению количества молока, а ведь грудное молоко — это именно то, что нужно ребенку. Вот некоторые признаки, которые говорят о готовности малыша к введению прикорма:

  1. Малышу исполнилось 6 месяцев.
  2. Он может самостоятельно сидеть.
  3. Ребенок проявляет интерес к взрослой пище, требует еду из тарелки мамы, может самостоятельно положить ее в ротик.
  4. Наблюдается угасание выталкивающего рефлекса.
  5. Может отвернуться, отказаться от ложки.
  6. Малыш увеличил вес минимум в 2 раза.
  7. Ребенок здоров.

Рекомендуется соблюдать месячный интервал между введением прикормов.

Начинать прикорм лучше всего с овощей, которые нужно готовить на пару, а затем делать пюре в блендере. Первые овощи в рационе ребенка: кабачок, цветная капуста, морковь, смешанная с картошкой. Из-за своеобразного вкуса тушеных овощей их лучше ввести в рацион ребенка раньше сладких фруктов и соков. Лучшее готовить пищу самостоятельно, а не покупать детское питание в банках.

Через месяц после введения овощей, можно порадовать ребенка кашей. Больше всего для этого  подходят безглютеновые крупы:  гречневая, рисовая, кукурузная. Глютенсодержащие злаки (пшеница, овес, ассорти) не стоит вводить в рацион малыша ранее 8-9 месяцев.

После каши можно начинать вводить фрукты (вначале не ярко окрашенные),  начиная  с банана,   некислых зеленых яблок, груши. Вначале – в виде пюре, к 8-9 месяцам – кусочком, предварительно сняв с фрукта кожицу. Кстати, можно смешивать фрукты с кашей, предлагая тем самым малышу расширить вкусовой диапазон.

Мясо лучше начинать с индейки, затем вводить телятину, курицу, говядину, смешивая с овощным пюре. Рыбу (морскую) и т.д. вводят также постепенно, также соблюдая временной интервал в один месяц. С 8 месяцев можно добавить в рацион малыша кисломолочные продукты (детский кефир, биолакт). С 10-месячного возраста блендер для приготовления пищи лучше не использовать – пища мелкими кусочками развивает способность жевать.

Не стоит огорчаться, если малыш съел всего 50-80 граммов прикорма – при положенных 150-180 граммах. Детки на грудном скармливании предпочитают кушать маленькими порциями, но чаще. К тому же очевиден большой плюс – ребенок учится контролировать чувство насыщения и не переедает. На 10–м месяце жизни наступает время, когда малыш перестает постоянно цепляться за маму, обращает внимание на других людей. Если в планах не пролонгировать грудное вскармливание после года, в этот период лучше всего отлучать ребенка от груди.

В периоде 10-12 месяцев у ребенка появляются первые навыки активного сотрудничества со взрослыми. Маленький помощник, кряхтя и сияя, принесет тапочки или выбросит в мусорное ведро фантик. Он ждет эмоциональной реакции поощрения, старается, чтобы его поступки  радовали родителей. Положительные эмоции родителей подстегивают и поощряют кроху к новым действиям.

В воспитании ребенка важно помнить, что каждый малыш индивидуален, и темпы развития у всех детей разные. В чем-то ваш малыш опережает сверстников, в чем-то отстает от  них. Не стоит паниковать, если сын соседа в вашем возрасте знает буквы, самостоятельно ест с ножом и вилкой или просится на горшок — часто тщеславие родителей приукрашивает достижения чад.  Внимательно наблюдайте за ним – отставание ребенка на большой срок или сразу по многим параметрам может служить сигналом для обращения за консультацией  к специалисту. Но главное помните: все, что нужно ребенку – это любовь, забота, ласка и внимание.

Врач — методист отдела 

комплексных программ профилактики

неинфекционных заболеваний детского населения  ГКУЗ «ВОЦМП»

 А.В. Хворостова