Почему родители критикуют своих детей? Нужна ли вообще критика в воспитании детей? Если да, то для чего и какой она должна быть? Ответить на этот вопросы, можно только разобравшись в том, что такое критика, какой она бывает и каковы ее последствия.
Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова даёт следующее определение слова КРИТИКА: обсуждение, разбор чего-либо с целью оценить достоинства, обнаружить и выправить недостатки.
КРИТИКА – проект созидания лучшего будущего, а не порицание настоящего и прошлого, лишающее людей власти над их настоящим и будущим. Критика бывает конструктивной и деструктивной.
Конструктивная критика – это конкретное предложение по улучшению того, что уже есть, с чётким описанием недостатков критикуемого предмета и возможных их исправлений. При конструктивной критике оценка замечаемых поступков не задевает самолюбия адресата, мотивирует его к исправлению.
Деструктивная критика – это суждение о человеке, направленное на то, чтобы понизить самооценку, подорвать веру в себя, сбить с пути. Деструктивная критика не дает человеку принять правильное решение как поступать и что делать, уменьшает эффективность принимаемых им действий. Деструктивная критика является одной из форм агрессии и свойственна в основном людям с агрессивной тенденцией в поведении, что мешает человеку бороться с появившимися негативными эмоциями. Как правило, такое суждение о человеке высказывается в оскорбительной или в пренебрежительной форме.
Постоянная критика родителей всегда сопровождается психологическим давлением на ребенка, целью которого является попытка переделать его, сделать таким, каким они хотят его видеть. Психологи относят деструктивную критику к одной из форм проявления психологического насилия над личностью ребенка.
Критика вызывает в ребенке отрицательные эмоции. Растущий человек вынужден защищать себя от них. Он начинает злиться, обороняться, упорствовать или вовсе пытается устраниться. Чтобы снять тревогу и страх, ребенок стремиться слиться с окружающими, беспрекословно подчиняется им и действующим в обществе законам. При этом ребенок вынужден полностью или частично отказаться от собственного «Я», от того, чтобы быть индивидуальностью – личностью. Либо, наоборот, становится властным и деспотичным и даже агрессивным, не испытывающим человеческие побуждения и чувства. Если ребенок имеет свои собственные нравственные убеждения, которые отрицают подавление личности и деспотичное поведение, он может стать «отшельником» в человеческом обществе и замкнуться в себе. Подрывается доверие к родителям. Ребенок находится в постоянном ожидании критических замечаний со стороны взрослых. У него появляется чувство тревоги, которое может перерасти в страх перед родителями.
Рекомендации родителям:
- Критика не должна быть основным методом воспитания ребенка. Она может лишить ребенка самоуважения, вызвать недоверие, негативизм, которые укоренятся в характере, и он решит, что не стоит стараться, чтобы быть хорошим…
- Основная цель критики — добиться улучшений. Она не может использоваться как инструмент мести, выражения недовольства или гнева. Ее цель – помочь, а не причинить боль.
- Научите ребенка правильно реагировать на критику окружающих. Зачастуюпричиной необоснованной критики становится обыкновенная человеческая зависть, негативное отношение или попросту банальная месть. Способность игнорировать мнения и слова людей, которые изо всех сил стараются вас принизить, умение деструктивную критику не принимать близко к сердцу – основные составляющие успеха в жизни.
- Объясните ребенку, что можно отшутиться и быть доброжелательным. Можно попробовать высказать в ответ конструктивную критику, чтобы обидчик взглянул на себя со стороны и задумался над своим поведением. Главное — не поддаваться эмоциям и держать себя в руках. Не показывать, что критика задела самое больное место (не доставляйте удовольствие человеку, который хотел самоутвердиться за ваш счет). Говорить твердо, уверенно и спокойно. Не нужно оправдываться, иначе обидчик воспримет это как доказательство своей правоты.
- Дайте понять ребенку, что главное – это вовремя выслушать конструктивную критику, принять меры и избавиться от выявленных недостатков. Это поможет в будущем избежать деструктивной критики в свой адрес.
- 6. Обращайтесь с ребенком мягко. Начните со слов: «Я тебя очень люблю». Затем продолжайте говорить, обеспечивая обратную связь и руководство, в котором он нуждается, чтобы стать лучше.
- Всеми силами постарайтесь защитить достоинство ребенка. Рассматривайте его в виде надутого шарика, а свои слова — в виде иголок. Сконцентрируйтесь на будущем, а не на прошлом, не ругайте ребенка, а объясните, где он поступил плохо. Поговорите о том, что можно сделать теперь. Используйте слова типа «Почему бы в следующий раз…» И обязательно похвалите его, когда он исправляется.
- Говорите о себе как об источнике чувств. Вместо слов «Ты меня злишь» скажите «Я очень сержусь, когда ты это делаешь» или «Я недоволен ситуацией и хотел бы обсудить то, как ее можно изменить».
- Не критикуйте никогда товарищей вашего ребенка. Этим вы вызовете протест против себя и желание поступить наоборот. А постепенно, он и сам научится критиковать других людей, чтобы переложить ответственность за свои ошибки на окружающих. Вместо деструктивных замечаний и критики мудрые педагоги предлагают использовать помогающий отзыв – это отзыв о результатах произведенного действия, данный ребенку в такой форме и последовательности, в которых он наиболее полно может быть использован им для своего дальнейшего роста и развития.
Чтобы дать ребенку помогающий отзыв, необходимо:
- Никогда не говорить сгоряча. Помните, что ребенок имеет право на ошибку. Сначала установите атмосферу взаимопонимания и доверия.
- Говорить о поступке или поведении, а не о личности ребенка.
- Первое слово предоставлять ребенку(«Как тебе кажется…» или «Как бы ты оценил свое поведение?») Это закрепляет у ребенка навык самостоятельной оценки сделанного им, помогает ему по-взрослому смотреть на результаты собственных действий.
- В первую очередь говорить о том, что было сделано хорошо, успешно. Главный принцип – объективность.
- Говорить о конкретном поступке или поведении без обобщений и в прошедшем времени. (Нельзя: «вечно делаешь не так, как надо» или «твое постоянное халатное отношение…») Разделяя прошлое и настоящее, родитель показывает свою веру в то, что ребенок способен достигнуть лучших результатов.
- Сделать дополнение и пожелание в позитивной форме. Здесь мы говорим о том, что нужно изменить в поведении. Каждое дополнение и пожелание лучше выразить в конкретных предложениях, а если возможно, то показать, как это лучше сделать.
Родители – объект для подражания. Не только они оценивают своих детей, но и дети оценивают родителей. У критикующих родителей критикующие дети. Помните, что деструктивная критика не только негативно скажется на развитии личности ребенка, но и отразится на отношении к родителям. Став взрослым, он не будет доверять не только окружающему миру, но и Вам, родители. Если ребенок растет в атмосфере постоянной критики – готовьтесь получить в итоге ненависть.
Шмакова О.Г.
Психолог ГКУЗ «ВОЦМП»
Литература:
- Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов.- М.:Школа-Пресс, 1997-384с.; ил.;
- Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений в 3 кн. кн.1 Общие основы психологии. – 2-е изд. – Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576с.
- Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений в 3 кн. кн.2 Психология образования. – 2-е изд. – Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496с.
- Зеньковский В.В. Психология детства/ отв. Ред. и сост. П.В.Алексеев. – М.:Школа-Пресс, 1996. – 336с.
Используемые интернет источники:
- http://professionali.ru/Soobschestva/biznes-klub/kritika-i-deti/;
- http://fb.ru/article/34518/chto-vliyaet-na-psihologicheskoe-zdorove-shkolnika;
- http://www.list7i.ru/;
- http://danilling.livejournal.com/44931.html
- http://www.interfax.by/;
- http://2ganteli.ru/;
- http://www.prostovmeste.ru/who/highest/irina_mlodik_detsk_travm.html и др. интернет источники.