«…А книжки там очень похожи на наши — только слова написаны задом наперед. Я это точно знаю, потому что однажды я показала им нашу книжку, а они показали мне свою!». — Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье».

Думаю, что каждый из нас хотел бы побывать в зазеркалье, мир, который полон тайн, а мы те самые главные герои. Но мы выросли и все эти «сказки» остались теплым воспоминанием о детстве. А что, если я скажу вам, что мы можем прикоснуться к зазеркалью, да еще и с пользой для себя, и стать настоящими героями.

Ученые разных стран проводили эксперименты, в которых сравнивали особенности восприятия текста у людей, читающих в разные стороны и влияние этой специфики на мышление. В результате экспериментов было выявлено, что направление текста изменяет алгоритмы восприятия и мышления человека сильнее, чем структура языка. Например,
американские ученые сравнивали особенности мышления американских школьников, читающих слева направо на английском, и израильских школьников, читающих и справа налево на иврите, и слева направо на английском. При чтении текста слева направо наш мозг учится работать в одном алгоритме, а при чтении справа налево – в другом. При этом ни один из алгоритмов не лучше другого, просто они разные и являются основами различных стратегий мышления. Этот феномен возможен благодаря асимметрии головного мозга и наличию правого и левого полушария.
При зеркальном чтении меняется степень и роль каждого полушария в процессе чтения, из-за чего увеличивается количество вариантов сознательного и автоматического реагирования.

Зеркальное чтение формирует дополнительную программу работы структур глазодвигательной системы. Это происходит из-за того, что во время традиционного чтения глаза посредством скачков и фиксаций доходят до конца строки, а потом совершают быстрый регрессивный скачок влево, к началу следующей строки, и все повторяется сначала. При зеркальном же чтении справа налево этот годами наработанный рефлекс не помогает, а мешает восприятию отражённого текста. Необходимо переобучить глазодвигательную систему, что требует новых программ и работы глазодвигательной системы.

Чтение в русском языке имеет слоговый принцип, это значит, что отдельно взятая буква почти никогда не может быть прочитана, поскольку её прочтение зависит от последующей буквы. При зеркальном чтении годами наработанный рефлекс мешает восприятию отражённого текста. Необходимо переобучаться, что требует включения двух полушарий. Таким образом, обучаясь зеркальному чтению мы обостряем работу внимания, восстанавливаем память, замедляем старение головного мозга, ускоряем процессы обучения, уменьшаем время реакция, повышаем качество принимаемых решений, чувствуем себя героями с суперспособностяим, что поднимаем настроение.

Рекомендации по объему чтения:

  • Первая неделя.

Дети до 12 лет: 3-4 предложения в день.

Дети от 12 и взрослые: полстраницы в день.

  • Вторая неделя.

Дети до 12 лет: полстраницы в день.

Дети от 12 и взрослые: 1-2 страницы в день.

Далее добавляем или не добавляем объем согласно возможностям и ощущениям.

Противопоказания: дети до 8 лет; дети, не владеющие навыком традиционного чтения.
С осторожностью: эпилептическая активность.

Несмотря на кажущуюся сложность зеркального чтения, получение элементарных навыков происходит за короткое время. Каждый следующий подход к зеркальному чтению будет отмечаться повышением качества чтения.

А теперь практика!

Материал подготовила врач по медицинской профилактике отдела коммуникационных и общественных проектов Греченкова Инесса Романовна

Материал подготовлен  к публикации и опубликован   отделом подготовки и тиражирования информационных медицинских материалов ГБУЗ «ВРЦОЗ И МП»  под редакцией   Тарасовой Э.Д.