Картинка взята длоя иллюстрации из свободного доступа Яндекс Картинки

В сегодняшнем мире уровень здоровья детей катастрофически снижается, поэтому в каждой современной семье забота о детском здоровье имеет первостепенное значение. Пока малыш маленький, за ним следят взрослые. Но чем самостоятельнее он становится, тем больше ответственности за собственное здоровье ложится на его плечи. И если родители не смогут воспитать у ребенка сознательное отношение к своему здоровью, то уже к тридцати годам его уровень резко снизится.

Что же такое здоровье? Здоровье человека – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, сопровождаемое фактическим отсутствием болезней. Здоровье – самая важная ценность в жизни людей, ведь человек – существо социальное. Только будучи здоровым, он сможет реализоваться в жизни, занять достойное место в обществе и стать по-настоящему счастливым человеком. Делаем вывод: хочешь быть счастливым – стань адептом здорового образа жизни!

Здоровый образ жизни (далее — ЗОЖ) – устойчивая форма поведения человека, направленная на сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья, продление активной жизни. Он создается благодаря личной жизненной позиции и характеризуется индивидуальным стилем поведения, основанным на определенных правилах здоровья. Учитывая свой уровень здоровья, человек живет в собственном ритме жизни, включающем оптимальную двигательную активность, сбалансированное питание, соблюдение баланса между работой и отдыхом, личную гигиену.

Значение ЗОЖ для человека трудно переоценить. Комплекс полезных привычек, используемый в повседневной жизни, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям и снижает риск возникновения неинфекционных заболеваний. Здоровый стиль поведения сохраняет физическое и психологическое здоровье, а также способствует гармоничному развитию личности. Не зря в народе говорят: «В здоровом теле — здоровый дух».

С какого возраста можно начинать приучать ребенка вести здоровый образ жизни? Согласно мнению педагогов и психологов, самым благоприятным возрастом для начала формирования у детей приверженности к нему является дошкольный и младший школьный возраст. Именно в этом возрасте идет усиленное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные личностные черты, формируется отношение к себе и к окружающим людям. В сознании ребенка закладываются основные практические навыки и правила здоровья, которые постепенно разовьют потребность им следовать и выработают привычку к их соблюдению.

ЗОЖ формируется в семье! С первых дней жизни родители создают благоприятные условия для оптимального развития ребенка как в физическом, так и в психологическом плане. Ежедневный уход за малышом, организация режима дня и грудное вскармливание поддерживают нормальный уровень здоровья, подготавливая организм к ведению ЗОЖ.

С самого раннего возраста именно родители становятся для ребенка главными учителями в вопросах формирования приверженности к ЗОЖ и воспитания осознанного отношения к своему здоровью. Они формируют элементарные культурно-гигиенические навыки и потребность в их использовании: учат следить за чистотой лица и тела, мыть руки перед едой, чистить зубы перед сном, ухаживать за волосами, аккуратно кушать за столом и следить за чистотой одежды, убирать за собой игрушки…

Приучая ребенка к соблюдению режима дня, родители учат его рациональному распределению времени с чередованием различных видов деятельности и отдыха. Это обеспечивает растущему организму необходимый ритм функционирования всех его систем, что несомненно способствует укреплению здоровья малыша.

Реализовать свою потребность в двигательной активности, повысить функциональные резервы организма, его устойчивость и сопротивляемость заболеваниям, различным стрессовым факторам, ребенок может в подвижных играх на свежем воздухе, систематических занятиях физическими упражнениями и спортом. Важно родителям при выборе для ребенка спортивной секции руководствоваться главным принципом «Не навреди!». Например, подбирать физические нагрузки в соответствии с возрастом и уровнем здоровья малыша.

Хорошую тренировку выносливости детского организма при воздействии на него различных факторов обеспечивает закаливание. Существует множество различных методик по использованию данного метода оздоровления организма. Каждый родитель, выбирая наиболее подходящие способы закаливания, должен учитывать состояние здоровья своего ребенка, его интерес к данному виду и обязательно посоветоваться с участковым педиатром.

Особую важность для полноценного развития ребенка в детском возрасте имеет сбалансированное питание, основанное на соблюдении равновесия между получаемой и расходуемой энергией. Именно в этом возрасте формируется пищевой стереотип поведения, который отразится на уровне всей дальнейшей жизни ребенка. Не даром когда-то великий медик Гиппократ сказал: «Мы есть то, что мы едим». Родители должны служить для своего ребенка примером, предпочитая использовать в приготовлении блюд только полезные продукты.

Комфортный психоэмоциональный климат в семье способствует профилактике неврозов, повышению уровня стрессоустойчивости личности, формированию основ нравственных и моральных ценностей, доверия к окружающему миру. Родители помогают ребенку осознать себя как личность, научиться распознавать и управлять своими эмоциями и чувствами, прислушиваться к организму, реально оценивать свой уровень здоровья, свои возможности. С целью снижения психоэмоционального напряжения и тревожного состояния в стрессовой ситуации, родителям необходимо научить ребенка техникам саморегуляции (дыхательные упражнения, медитации, расслабления, визуализации, арт-терапия). Постепенное формирование положительной «Я-концепции»: «Кто я есть, что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я могу быть?», — подогревает интерес ребенка к своему внутреннему миру, помогает находить скрытые резервы организма для удовлетворения потребности в самоизменении и личностном росте, развивает необходимые для этого качества личности, такие как сила воли, энергичность, настойчивость, самообладание, уверенность в своих силах.

Основа ЗОЖ также предполагает отказ от вредных привычек. Родители должны иметь твердую позицию негативного отношения к спиртным напиткам, табаку и наркотическим веществам. Безграничная любовь родителей к своему чаду и общение с ним в процессе совместной деятельности развивает навыки общения, помогающие легче адаптироваться в незнакомом коллективе. Помощь взрослых при решении конфликтных ситуаций научит ребенка не только отстаивать свою точку зрения, но и учитывать мнение оппонента в спорном вопросе, находить компромисс при решении проблемы, нести ответственность за свои слова и поступки, придерживаться определенных принципов. В подростковом возрасте такой ребенок без колебаний предпочтет алкогольным напиткам и сигаретам занятия спортом.

Воспитание, основанное на уважении к личности и заботе о здоровье всех членов семьи, заложит в ребенке первый кирпичик мотивации к соблюдению правил ЗОЖ. Знание ребенком особенностей своего организма, адекватная оценка уровня своего здоровья, положительная целевая установка на укрепление и сохранение здоровья, подкрепленные примером здорового поведения родителей, будут способствовать формированию у него собственного стиля здорового поведения.

Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-10% зависит от здравоохранения и более чем наполовину от образа жизни. Установлено, что более 40% заболеваний взрослых людей своими корнями уходят в детство. Уважаемые родители, не упустите этот момент! Помните! Привычки, приобретенные в детстве, сохраняются и во взрослой жизни. Помогите ребенку сформировать свой собственный здоровый стиль жизни.  И тогда вы будете спокойны за то, что став самостоятельным, ваш ребенок будет вести правильный образ жизни, прислушиваться к своему организму и делать все возможное для сохранения своего здоровья и достижения психологического комфорта. А это и есть главные слагаемые в будущем успешной и счастливой личности.

Оксана Шмакова, психолог  отдела комплексных программ детского населения  ГБУЗ «ВРЦОЗиМП».

Материал подготовлен  к публикации и опубликован   отделом подготовки и тиражирования информационных медицинских материалов ГБУЗ «ВРЦОЗ И МП»  под редакцией    Мельниковой Л.Б.

Статья подготовлена по материалам:

  1. Всероссийский семинар «Здоровьесозидающая среда в детском саду и школе» 15.03.2017 г. https://aneks.center/index.php/publikacii/35-2012-02-19-14-30-18/912—l-r
  2. Методическая разработка на тему: «Технология формирования основ культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста» https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/02/03/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-tehnologiya
  3. Методические рекомендации к формированию навыков здорового образа жизни. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/prochee/mietodichieskiie-riekomiendatsii-k-formirovaniiu-navykov-zdorovogho-obraza-zhizni
  4. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей в условиях детского учреждения. https://psychoexpert.ru/kursovaya/formirovanie-zdorovogo-obraza-jizni-u-detey/