Фото из открытого источника Яндекс Картинки

Развитие ребенка начинается с первых дней жизни, в том числе интеллектуальное. Оно идет с оптимальной скоростью, если малыш находится в безопасности, накормлен, имеет тактильный и эмоциональный контакт с мамой. 

Масштабные исследования немецких ученыхгенетиков Ульмского университета позволили прийти к довольно неожиданному выводу. Им удалось установить, что гены, обуславливающие интеллект ребёнка, сосредоточены в X-хромосоме, передающей наследственную информацию по материнской линии. Это позволило сделать вывод, что способность к интеллектуальному развитию передается ребенку от матери. Как выяснилось, гены отца отвечают за развитие лимбической системы (совокупности структур головного мозга, участвующих в регуляции функций внутренних органов, автоматической регуляции эмоций, памяти, сна, бодрствования и др.), а гены мамыза развитие коры головного мозга. Если говорить обычным языком, это значит, что от мамы ребенок «забирает» интеллект, а от отца — эмоциональное состояние. 

Однако в результате все того же исследования подтвердилась еще одна старая истина: далеко не все в уровне интеллекта зависит от генетических факторов. По мнению ученых, от генетики он зависит примерно наполовину (40-60%), а остальноеот воздействия внешних факторов, и самым важным здесь является отношение матери к своему ребенку. Так, очень важное значение в развитии умственных способностей имеет степень привязанности ребенка к матери, особенно до 2 лет. Еще один чрезвычайно важный фактор — это любовь. Если эмоциональные потребности, особенно в материнской любви и заботе, детей до 13 лет удовлетворялись в большой степени, то их гиппокамп (часть головного мозга, которая отвечает за консолидацию памяти и формирование эмоций) вырабатывал на 10% больше клеточных структур, чем у тех, кто был лишен материнской любви и заботы. Интеллект не исчерпывается только умственной сферой человека, он охватывает все стороны деятельности ребенка, в том числе эмоциональную и физическую. У маленького ребенка мышление тесно связано с физической активностью, по этой причине ее нельзя ограничивать. Любые запреты тормозят мыслительные процессы. 

Побуждая ребенка к интеллектуальному развитию, нужно помнить, что до двух-трех лет малыш изучает мир, трогая все подряд и пробуя на вкус. С четырех до шести лет у ребенка длится период формирования наглядно-образного мышления. А ближе к школьному возрасту начинает интенсивно развиваться словесно-логическое мышление. Возраст от 2 до 8 лет – это особый период, когда мозг малыша очень восприимчив к развитию. Участие родителей в это время даст хорошие результаты, даже в форме игр. 

Обобщая, можно выделить факторы, влияющие на интеллектуальное развитие ребенка:  

  • наследственность; 
  • образ жизни матери во время беременности; 
  • условия жизни ребенка (еда, общение, познавательная и двигательная активность); 
  • количество детей в семье (общее правило: чем больше детей, тем лучше ребенок приспосабливается к жизни в обществе); 
  • социальный статус родителей; 
  • характер и темперамент ребенка; 
  • личностные качества родителей. 

Если непосредственно интеллектом нас наделяют матери, то механизм приспосабливаться к условиям окружающей среды и выживать в этом мире мы наследуем исключительно по отцовской линии. А значит, всё, что мы наследуем вместе с генетической информацией от родителей, и составляет единое целое, неразрывное взаимодействие наших сознательных действий и неосознанных реакций. 

Отцовские гены повлияют на формирование подсознания, от них мы наследуем характерные особенности нашей лимбической системы. Лимбическая система это совокупность структур головного мозга, которая, анализируя поток информации об изменениях внутренней и внешней среды организма, даёт сигналы к запуску вегетативных и соматических реакций организма. Именно лимбическая система обеспечивает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, чтобы поддерживать стабильность внутреннего состояния. Кроме того, она оказывает непосредственное влияние на формирование: 

  • эмоциональных и поведенческих реакций; 
  • функции обоняния; 
  • способности к обучению и речи. 

Именно лимбическая система задействована в организации различных видов памяти и нашей способности к исследованию окружающего мира. Анатомы называют ее еще «древней корой». Она управляет элементарными физиологическими процессами и вегетативными функциями. Можно сказать, что лимбическая система – это то, что роднит наш мозг со всеми млекопитающими. Только в 1890 году знаменитый русский физиолог В. М. Бехтерев опубликовал результаты исследований, в которых доказывал связь гиппокампа, входящего в состав лимбической системы, с процессами запоминания и сохранения информации, процессами кратковременной памяти и перемещением обработанной информации в память долговременную. То есть всеми нашими профессиональными знаниями и навыками, воспоминаниями детства, сохраненной информацией о значимых событиях жизни и лицах знакомых и близких людей мы обязаны гиппокампу. 

Правда, как происходит процесс управления памятью, до сих пор остается тайной. Само расположение гиппокампа таково, что он оказывается связан со всеми отделами головного мозга, куда и распределяет все, что нужно запомнить и сохранить. В ведении этого отдела мозга находится эмоциональная память, то есть сохранение эмоций и чувств. Это, пожалуй, один из древнейших видов памяти, и он самый прочный. Мы можем забыть детали события, черты участвующих в нем людей, но вот память о пережитых чувствах сохраняется очень долго. 

Как показали исследования, гиппокамп отвечает и за память на лица. Это тоже очень важный вид памяти, который в древности к тому же играл защитную функцию, ведь очень важно быстро отличить врага от друга. 

Кроме этого, гиппокамп занимается своеобразной сортировкой информации, отсеивая незначимую или неважную, а нужную отправляя на длительное хранение в другие отделы мозга, которые отвечают за самые разные виды памяти. Эта сортировка происходит преимущественно во сне. Существует даже бытовое утверждение: когда требуется запомнить большой объем информации, полезно спать днем. Это как раз связано с режимом работы гиппокампа, который обрабатывает и сортирует поступившую в мозг информацию, пока человек спит. Во время бодрствования у этого отдела мозга есть много других важных обязанностей. Например, ориентация в пространстве. Все впечатления и ощущения, связанные с восприятием окружающего пространства, гиппокамп сохраняет в памяти как важный опыт. Пространственная память позволяет нам ориентироваться даже в совершенно незнакомой обстановке, соотносить размеры объектов, их сущность и расстояние до них. Последние исследования показали, что гиппокамп не только управляет нейронами, отвечающими за восприятие пространства, но и хранит своеобразные нейронные карты тех мест, где мы были.. Долгое время считалось, что основная масса нейронов – нервных клеток головного мозга – формируется в детстве, а у взрослого они могут только отмирать в результате нервных перегрузок и от старости. Думаю, фразу «нервные клетки не восстанавливаются» слышали все. Оказалось, это совсем не так. Нейроны воспроизводятся, то есть «рождаются» в течение всей жизни человека, и при должной психической активности, (когда человек мыслит, решает сложные задачи, занимается творчеством), они включаются в деятельность мозга. Правда, с возрастом скорость создания новых нервных клеток снижается, зато увеличивается срок жизни уже имеющихся. Так вот, основной фабрикой по производству нейронов головного мозга тоже является гиппокамп. Ежедневно он «производит» порядка 700 нервных клеток. Этот процесс, названный нейрогенезом, открыт сравнительно недавно и пока мало изучен.  

Одним из факторов нарушения функций гиппокампа является затяжной стресс, который приводит к быстрой и массовой гибели нейронов. Отвечающий за их воспроизводство гиппокамп просто не справляется с нагрузкой. К разрушению клеток этого отдела головного мозга также причастен гормон кортизол, который в больших количествах вырабатывается во время стресса для активизации деятельности организма, стимуляции мышечной и сосудистой системы и т. д. Главным побочным эффектом воздействия кортизола на головной мозг является нарушение работы гиппокампа, что приводит к ухудшению памяти, рассеянности, дезориентации в пространстве. 

Итак, влияние наследственности на интеллектуальное развитие ребёнка подтверждено весьма авторитетными исследованиями. Однако существуют и другие факторы, оказывающие огромное значение на развитие умственных способностей малыша. И это ни какие-нибудь суперсовременные высокие технологии по уходу и обучению. Крохам моложе двух лет эмоциональный контакт с матерью необходим гораздо больше, чем самая «крутая» коляска или дорогая игрушка Самое главное – любить детей, выражать им свои чувства, это будет способствовать развитию высоких значений коэффициента IQ – коэффициента интеллекта 

Использованная литература:   

https://mozgportal.ru/razvitie-mozga/razvitie-intellekta-u-detej.html 

https://letidor.ru/novosti/uroven-intellekta-rebyonka-zavisit-ot-materi-20-09-2016.htm 

https://www.zdorovyjrebenok.ru/deti-intellekt-ot-materi-formirovanie/ 

https://partners.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/94477 

 

 Заведующий отделом КПДН ГБУЗ «ВОЦМП» 

 С.В.Сарванова