Одни родители пытаются «идти» в ногу со временем и максимально использовать лайфхаки, которые выкладывают на своих страничках известные мамочки. «Как же……богатые, часто многодетные и «опытные» мамочки – они-то покупают для своих малышей все самое лучшее, полезное» — обосновывают свой выбор родители. Другие, в связи с образом жизни, пытаются хоть немного облегчить себе жизнь, используя все, что попадается под руку в детском магазине. Третья категория родителей – «ускоряют» развитие своего ребенка:
«У подруги ребенок уже ходит, а моя девочка даже не пытается…..».
«Когда же ты пойдешь? Вон, у соседки по даче сын уже бегает, а он младше тебя!».
В результате, в определенный день х, взгляд невольно падает на такое «чудо» — устройство, именуемое детскими вожжами. Да еще и в интернете заманчивые заголовки: «мамин помощник», «поводок безопасности», «безобидное изобретение». Что же мотивирует родителей приобретать их для своего любимого малыша? Для кого они сделаны? Что с ними не так?
Всем известно, что после рождения ребенок должен пройти определенные этапы развития: научиться держать головку, перевернуться, сесть и начать ползать. Подползти к опоре, подняться по ней. Встать у опоры. Научиться делать шаги, держась за что-то, отпустить руки и научиться ходить самостоятельно. Для всех этих этапов нужна именно самостоятельность ребенка, его желание и возможности. В процессе развития ребенка двигательная активность не должна ничем ограничиваться: ни манежем, ни диваном, ни ходунками, ни толокаторами, ни прыгунками, ни вожжами. Любое вклинивание в данный процесс может негативно отразиться на развитии ребенка и его состоянии здоровья. Причем последствия проявят себя далеко не сразу.
Вожжи — это приспособление в виде регулируемых строп и застежек, которые крепятся на верхней части туловища ребенка, и связанного с ними поводка. Есть и более совершенные модификации: например, основная часть выглядит как мягкие трусики, а вместо поводка — широкая пластиковая ручка. Функция данных приспособлений — поддерживающая.
Вожжи — это ограничение естественного движения малыша двумя способами:
— надев шлейку – «поводок безопасности». Ребенка фиксируют сзади. Приспособление для детей, которые уже могут ходить самостоятельно. Используется для очень активных малышей, за которыми родители не успевают следить (например, удержать от падений).
— держа в вожжах. Ребенок зафиксирован сверху. Этот вариант используется для вождения детей, которые не умеют еще самостоятельно ходить. Ребенка практически несут как игрушку на веревочке. У него приподняты плечи, зажата шея, часто стопы не достают до пола, он упирается на носочки, периодически спотыкается и повисает на них. Тем самым малыш не может научиться держать равновесие.
Приобретая такое приспособление, родители должны понимать, что для детей, которые не ходят самостоятельно, максимальное времяпрепровождение в вожжах не более 15-20 минут в день. И стоит ли оно того? Думаю, что нет. Пусть ребенок сам стоит у опоры и отрабатывает навык прямохождения. Для полноценного развития ребенку необходимо падать, учиться вставать, держать равновесие и, конечно, постоянный психоэмоциональный контакт с мамой, держать маму за ручку.
Итак, если вам необходимо удержать ребенка от его «порывов» убежать на дорогу, не провалиться в яму, обезопасить себя от страха потерять его в магазине или на рынке, малыш самостоятельно ходит, то хорошо подойдет вариант с поводком безопасности. Для некоторых родителей это действительно может стать спасением. Хотя ограничивать свободу никому не советую, ведь это может стать причиной психологической травмы у малыша.
Виктория Бойченко,
Врач- методист ГБУЗ «ВРЦОЗиМП»