Картинка из свободного доступа Яндекс картинки

Практически каждый ребенок хотя бы раз в жизни присваивает себе чужое. Этот факт очень пугает родителей и зачастую становится для них настоящей проблемой. Ведь многие, уличив своего ребенка в воровстве, начинают паниковать, беспокоясь о том, что их ребенок может стать вором. Родители задаются вопросом, чего же не хватает их чаду, ведь они обеспечивают его всем необходимым, и ребенок не испытывает недостатка ни в еде, ни в игрушках? Справиться с ситуацией они пытаются с помощью крика и чтения нотаций, а многие считают, что отучить ребенка брать чужие вещи поможет попросту порка. Но, как правило, эти методы оказываются неэффективными: ребенок становится хитрее и в дальнейшем его будет трудно поймать на воровстве.

Откуда берется тяга детей к чужому и почему дети начинают воровать, ведь родители их этому не учат?

Воровство может быть реакцией на стресс и семейное неблагополучие. Если ситуация осложнена высокой чувствительностью ребенка, недавним переездом, рождением младших сестренок или братишек, началом учебы в новой школе, потерей близких, то тревога усиливается многократно и может вылиться в невроз. На его фоне ребенок не управляет своей импульсивностью. Если родители не замечают того, что происходит с ребенком, то тревога нарастает. Воруя, он пытается избавиться от тревожного состояния. После кражи тревога ослабеет, но затем вернется, усугубленная чувством вины.

 Воровство может быть результатом неправильного воспитательного воздействия. Если ребенок растет в атмосфере вседозволенности, и несогласованности требований взрослых, то он просто не понимает сути своего поступка в силу недостаточного сформированных у него моральных норм и принципов. Если в семье нет четких правил, то дети не понимают, почему маме можно взять у папы из кармана кошелек, а им нельзя? Стоит регулярно обсуждать, как в семье относятся к своим и чужим границам, имуществу. Можно ли скачивать фильмы и музыку с пиратских сайтов, приносить канцтовары с работы, подбирать потерянный кошелек или телефон и не искать владельца. Если об этом с ребенком не говорить, приводя понятные ему примеры, то он поступит в меру своего понимания того, как правильно.

Воровство может стать ответной реакцией ребенка на авторитарный стиль воспитания в семье, где родители устанавливают жесткие правила поведения, постоянно контролируют круг общения ребенка, решают за него все возникающие проблемы, отказывают ребенку в праве на собственное мнение, навязывают им свой образ мыслей и схему действий, которая кажется им позитивной. В результате у ребенка формируется заниженная самооценка и неуверенность в своих силах и действиях. Он чувствует себя неполноценным и ненужным своим родителям. Риск попасть в асоциальные компании у таких детей очень велик. Там их оценят и поймут. Они легко поддаются чужому влиянию и могут украсть под давлением лидера группы.

Воровство может быть следствием недостатка выдаваемых родителями карманных денег.

Воровство может свидетельствовать о том, что у ребенка есть проблемы с психическим здоровьем. Самый сложный, но и наиболее редкий у детей фактор – такое психологическое расстройство, как клептомания. Это патологическое влечение к воровству. Похищенный предмет может быть не нужен и не ценен. Человек может его испортить, отдать даром или спрятать и никогда им не пользоваться. С клептоманией работает психиатр.

Детские психологи считают, что не существует какой-то одной причины для воровства. Это всегда сочетание в различных пропорциях недостаточного самоконтроля импульсов, несформированность норм социального поведения, неразвитая способность анализировать собственное поведение, неразвитые навыки общения и т.д., которые неразрывно связаны с его возрастными особенностями.

Для ребенка дошкольного возраста (до 4-х лет) взять чужую вещь не считается воровством, ведь у него еще не сформировано понятие «свое» и «чужое». В основном это касается игрушек. Однако именно в этом возрасте у ребенка начинает формироваться система морально-этических норм, формируются границы «мое-чужое», «хорошо-плохо». Главное, не упустить момент и объяснить, что игрушка чужая, и поэтому брать ее нельзя, даже если она была забыта кем-то в песочнице. Объясняя это, важно обратить внимание на переживания малыша, утратившего игрушку и убедить ребенка вернуть ее на место.

К 5-6 годам дети уже знают, что воровать плохо. Но в этом возрасте еще не сформированы отделы мозга, отвечающие за самоконтроль и волю. Нет четких нравственных представлений, и они не задумываются о последствиях поступка.  Детям пока трудно сдерживать свои порывы, например, взять то, что очень понравилось. В то же время они очень привязаны к родителям, им важно чувствовать себя значимыми и любимыми ими и поэтому могут взять чужую вещь, чтобы сделать взрослым приятное и обратить на себя внимание.  Детям в шестилетнем возрасте очень важно то, какое место они занимают среди сверстников. Мотивом для кражи может быть зависть или желание почувствовать свою значимость. Родителям стоит проявить такт и терпение, чтобы еще несколько раз объяснить ребенку, что брать чужое не хорошо.

Беседуя с ребенком, выясните причины воровства и предложите ему представить, чтобы он чувствовал если бы кто-то позаимствовал его вещь — был бы расстроен, боялся сказать родителям… Затем поговорите о дружбе и о том, что она означает. В тех случаях, когда причина «изъятия» чужой вещи – месть или желание привлечь к себе внимание, проиграйте с дошкольником конфликтную ситуацию и помогите достойно выйти из ситуации и, не унижаясь, вернуть похищенную вещь владельцу.

Одна из основных причин воровства школьников младших классов (7-11 лет) — недостаточно развитая эмоционально-волевая сфера. Другими словами, искушение иметь какую-то вещь перебарывает страх разоблачения и стыд за содеянный поступок. Ребенок уже хорошо осознает, что поступает неправильно, но не в силах сопротивляется своему желанию. «Взятая» вещь, в данном случае, выступает как средство самоутверждения, с целью получить благосклонность и уважение сверстников, завоевать их расположение и внимание.  В этом возрасте родители могут рассказать сыну или дочке о правовых аспектах такого поведения, а также о возможных последствиях. Например, остаться без друзей, быть исключенным из школы, попасть в детскую исправительную колонию. А главное — быть опозоренным, причем на всю жизнь, ведь о таких поступках окружающие никогда не забывают.

Развивайте в ребенке волевые качества личности: целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, самоконтроль. Учите его ставить перед собой цели и достигать их самостоятельно. Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Ведь решая даже самые маленькие задачи, сталкиваясь с трудностями в достижении цели, ребенок познает свои возможности, осознает свою индивидуальность, учится оценивать свои действия и берет на себя ответственность за собственное поведение.

Хорошо влияют на формирование волевых качеств регулярные занятия спортом. Запишите ребенка в спортивную секцию. Спорт приучит к дисциплине и порядку, сформирует волевые качества, а также поможет найти друзей в группе ровесников, в которой существует здоровая конкуренция.

Воровство в 12-15 лет – уже осознанный шаг, для подростковой среды очень характерны так называемые «кражи престижа»: ребенка подначивают сверстники, аргументируя необходимость воровства поддержанием статуса в группе, «на спор» и «на слабо», чтобы доказать, что он не трус. Имеет место и коллективное воровство, когда у детей возникает иллюзия разделения ответственности, то есть ребенок считает, что если украсть вместе со всеми, то и вина разделяется на весь коллектив, и он будет виноват совсем чуть-чуть. Это своего рода такой своеобразный способ развлечения. Очень часто подростки идут на воровство, так как им необходим атрибут крутости, чтобы чувствовать себя полноценным в группе сверстников, а родители отказали в покупке нужной вещи. Поскольку подростковый возраст – это период бунтарства, то подростки могут совершить кражу, протестуя против установленных взрослыми правил, чтобы продемонстрировать свою дерзость и непокорность.

Как реагировать взрослым, уличившим ребенка в воровстве?

Сохраняйте спокойствие, не паникуйте и не обвиняйте себя в случившемся. Многие родители сталкиваются с данной проблемой, но не всем удается ее вовремя разглядеть. Вам повезло – есть шанс все исправить. Ведь именно факт воровства помог увидеть допущенные ошибки в воспитании. Просто примите его и меняйте ситуацию.

Никогда не обвиняйте ребенка в воровстве, если у вас нет доказательств. Неправомерные обвинения могут сильно ранить нежную душу ребенка и подорвать доверие не только к родителям, но ко всему миру.

Не стоит бить ребенка, чтобы «он навсегда запомнил, что воровать нехорошо». Эта воспитательная мера не гарантирует того, что ребенок перестанет брать чужие вещи. Он просто станет осторожнее и научится надежно прятать свои трофеи. Страх перед физическим наказанием может только усугубить положение – ребенок не только не осознает неправильность своего поведения, но и может возненавидеть родителей.

Говорите с ребенком с осторожностью. Помните! Перед вами не вор-рецидивист, а ребенок, и, именно от вас будет зависеть, каким он вырастет. Никогда не называйте ребенка вором и не предрекайте ему криминального будущего. Не допускайте выражений, типа: «Ты опозорил(-а) нашу семью!», «Какой ты сын (дочь) после этого!», «Ты – вор!» Эти фразы заронят в душу ребенка зерно страха: стать нелюбимым, ненужным своими родителями, быть отверженным, выкинутым из семьи и одиноким. И тогда он «уйдет на улицу», где столкнется с огромным и не всегда дружелюбным миром. А, значит, ему нужно защищаться. Он станет озлобленным и жестоким, что, несомненно, повысит риск криминала. Ребенок должен чувствовать, что, несмотря ни на что, он по-прежнему любим и достоин хорошего отношения.

Не проводите «разбор полетов» при свидетелях (друзьях, учителях, одноклассниках…). Высказав свое негодование на публике, вы можете испортить ребенку жизнь, лишив его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, и тем самым, уверенности в себе.

Не спешите наказывать ребенка, чтобы «навсегда отбить охоту к воровству». Нужно устранить корень проблемы. Попробуйте понять, почему ребенок так поступил. Многое зависит от его возраста, мотивов кражи, дальнейших планов на похищенное и отношений с его владельцем. Возможно, за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема. Например, ребенок взял дома деньги, потому что старшеклассники у него их вымогают, а родителям он сказать боится, опасаясь их реакции.

Важно то, как обнаружился факт кражи: случайно или ребенок сам рассказал. Важно и то, как он относится к поступку: считает, что все в порядке вещей, или ему стыдно, он раскаивается? В одном случае нужно попытаться пробудить совесть ребенка, в другом – разъяснить, почему он поступил плохо.

Обязательно расскажите ребенку о своих чувствах, как вы огорчены его поступком. Объясните, что если человек взял чужое без спроса, то он нарушил закон – это называется воровством. Выясните, как он распорядился украденным. Скажите ребенку о том, как вы его понимаете: «Я представляю, как сильно тебе захотелось иметь эту вещь… И теперь ты очень переживаешь. Ты хотел(-а) бы ее вернуть?» Убедите ребенка в необходимости вернуть украденную вещь, извиниться и обсудите возможные варианты выхода из ситуации. Дайте ему шанс исправить все самому. Можно пойти вместе с ребенком, чтобы он почувствовал, что каждый человек имеет право на поддержку. Если стыд его сковывает, помогите вернуть вещь без свидетелей. Поговорите с ребенком о его чувствах и похвалите за старания: «Ты – молодец! Ты все правильно сделал(-а)!» Затем продемонстрируйте свою веру в лучшие качества личности ребенка: «Все хорошо, я уверен(-а), что ты больше никогда так не поступишь».

В дальнейшем, не возвращайтесь к обсуждению ситуации кражи при каждом малейшем «прегрешении» ребенка. Она уже разобрана и пережита. Ваш ребенок извлек для себя из этого случая урок.

Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми: «Вот, Машенька, какая хорошая девочка, а ты…» Ребенок, которого родители убедили в том, что он хуже всех на свете, не захочет исправляться, так как не будет видеть в этом смысла, ведь самые близкие люди, его родители, не верят в него.

Если никакие разговоры с ребенком не помогают, он продолжает беспричинное и постоянное воровство, берет все, что «плохо лежит»; часто не помнит, когда и у кого взял вещь; не может объяснить, для чего берет даже то, что ему совсем не нужно (тут же бросая или теряя украденное), одним словом, ворует потому, что не может не воровать, есть необходимость обратиться за консультацией к специалисту.

Как предотвратить детское воровство?

По мнению психологов, лучшей профилактикой детского воровства являются доверительные отношения ребенка с любящими его родителями.  Именно любовь родителей к своему чаду поможет им понять, чем живет их ребенок: о чем мечтает, с кем дружит, какова сфера его интересов и вовремя увидеть проблемы, возникающие в процессе взросления. Совместное времяпрепровождение: беседы на различные «житейские» темы, чтение различных литературных произведений, просмотр художественных кинофильмов, герои которых вольно или невольно сталкиваются с воровством, помогут воспитать в ребенке потребность в сопереживании, усвоить существующие нормы поведения и сформирует границы того, что можно и чего нельзя делать. Ребенок никогда не сделает ничего такого, что будет противоречить его моральным принципам.

Выдавайте ребенку достаточное количество карманных денег, соответственно его возрасту. Учите его вести бюджет и правильно расходовать свои средства.

Не провоцируйте ребенка на воровство. Деньги, драгоценности не должны находиться на видном месте.

Будьте примером для своего ребенка. Ведь ребенок наблюдает за поступками взрослых и использует их, как пример для собственного поведения.

Не допускайте таких высказываний в адрес ребенка, о которых вы можете в дальнейшем пожалеть.

Помните! Если ребенок украл, значит, он не справился со своим желанием. Ему не хватило самоконтроля. Так он, возможно, компенсирует свою потребность в родительской любви или пытается привлечь внимание сверстников. Возможно, воровство – это реакция на психологическую травму. Это своеобразный крик о помощи, попытка достучаться до взрослых, ведь ребенок поступает плохо, потому что чувствует себя плохо. А, значит, ему нужна Ваша помощь!

Шмакова О.Г.,

психолог ГБУЗ «ВРЦОЗиМП»

Используемые интернет-источники:

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2016/02/12/detskoe-vorovstvo-prichiny-korrektsiya
  2. https://www.b17.ru/article/56908/
  3. https://findmykids.org/blog/ru/detskoe-vorovstvo
  4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/08/31/roditelskoe-sobranie-detskoe-vorovstvo
  5. https://psychologist-shakhtersk.blogspot.com/2019/12/blog-post_4.html
  6. https://www.b17.ru/article/330932/
  7. https://tjournal.ru/u/274898-lada-andreeva/126501-rebenok-voruet-prichiny-i-12-sovetov-chto- D1%82%D0%B2%D0%B0.%20%D0%9E%