«Единственное сокровище человека –

 это его память.

 Лишь в ней его богатство или бедность».

Адам Смит

Память – это сохранение и использование опыта, полученного в процессе жизни. Память не дается человеку от рождения, она формируется в процессе развития ребенка. Ее нейрофизиологической основой являются образующиеся в коре головного мозга устойчивые нейронные связи между клетками коры головного мозга. И чем больше образуется этих связей, тем большим количеством информации овладел человек. Создается активная нейросеть, позволяющая человеку свободно и продуктивно существовать в постоянно развивающемся мире. В процессах участвуют различные отделы мозга, составляющие структурно-функциональную основу памяти и обучения. Мозговая кора – основной субстрат развития памяти. Височная доля коры участвует в запечатлении и хранении образной информации, лобные доли – в организации действий (тем самым исключается повышенная отвлекаемость). Анатомическим субстратом памяти являются также стволовая ретикулярная формация (активирующее влияние на структуры, участвующие в воспроизведении и фиксации следов памяти), гипоталамус в ассоциации с таламусом, гиппокамп (участвует в фиксации и извлечении информации из памяти). Таким образом, механизмы памяти, реализуемые нейронными комплексами обширных областей мозга, в своём существенном проявлении являются механизмами исключительно высокоспецифичными. Несмотря на то, что имеется специализация отдельных структур в запоминании, хранении информации, в выработке адаптивных навыков, мозг функционирует как единое целое.

 Развивается память по нескольким направлениям, бывает произвольной и непроизвольной.  Благодаря непроизвольной памяти формируется основная часть жизненного опыта человека. А произвольная создает профессиональные и другие специальные знания.

Пожалуй, всем известно деление памяти на кратковременную и долговременную. Первая хранится совсем недолго – на период необходимой ситуации, а потом стирается. Вторая помогает накапливать, объединять все то, что мы называем жизненным опытом. Именно она и формирует личность ребенка, а позже и взрослого человека. В формировании долговременной памяти большую роль играют зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, моторика, эмоции и вербально-логическое мышление. От развития памяти напрямую зависит формирование высокого интеллекта.

Начался учебный год для миллионов школьников и дошкольников. Это как раз те периоды жизни, когда идет интенсивное создание новых нейронных связей. И чем больше сформируется этих связей, тем более успешным будет человек.

О дошкольниках. У них задействованы все анализаторы, активно развивается мыслительный процесс, появляется способность к анализу. В этот период подключается формирование волевого компонента, произвольного запоминания. Это очень сложный и ответственный период жизни ребенка. Абсолютно не лишней будет помощь взрослых членов семьи, ведь все мы хотим, чтобы наши дети хорошо и успешно учились, оставаясь при этом физически крепкими и здоровыми.

Обсуждайте с ним яркие впечатления прошедшего дня, помогайте заучивать стихи. Нейропсихологи рекомендуют для лучшего запоминания делать повторение перед сном, не загружая после заучивания другой информацией. Нагрузки даже в начальной школе растут год от года, да и родители сами добавляют множество кружков, секций (порой и ненужных!). Чтобы справиться со всем этим, следует помнить об абсолютной приверженности здоровому образу жизни. Не поленитесь и делайте вместе с малышом короткую утреннюю зарядку, покормите завтраком. Все это войдет в привычку, ведь не зря привычку называют второй натурой. А после школы обязательна прогулка с активными играми на свежем воздухе. Организм насытится кислородом, будет более производительным дальнейшее обучение, успешнее действовать волевой компонент произвольного запоминания.

Позже других складывается и начинает работать логическая память. Зачатки ее отмечаются у дошколят в сравнительно элементарных формах, а нормального уровня развития она достигает лишь в подростковом и юношеском возрасте. Ее совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук.

А выходные – обязательно на природе, так легче произойдет адаптация к учебному процессу. Обращайте внимание ребенка на красивые осенние картины, обсуждайте природные явления окружающей обстановки. Этим включается в процесс эмоциональный и образный компоненты памяти, по возможности включайте вербально- логическую составляющую. Процесс этот обоюдный, вы будете вознаграждены прекрасными эмоциями прошедших дней, а позже и чувством родительского удовлетворения от успехов ребенка.

Заведующий отделом комплексных программ детского населения ГБУЗ «ВРЦОЗ и МП»   С.В.Сарванова.

 Источник: https://studfile.net/preview/4540048/page:10/

Материал подготовлен  к публикации и опубликован   отделом подготовки и тиражирования информационных медицинских материалов ГБУЗ «ВРЦОЗ И МП»  под редакцией    Мельниковой Л.Б.