Фото из свободного доступа Яндекс Картинки

История не баловала глухих. Наши предки их не любили. В Галлии глухонемых приносили в жертву языческому богу, в Спарте  по закону Ликурга их сбрасывали в море с высокой скалы.  В Древней Греции, как и в Риме, законы были жестокими.

В любой цивилизации всегда можно найти упоминания о неслышащих. В Евангелии от Марка описан случай, как Господь с помощью жестовых знаков исцелил глухого. Как видим, уже в библейские времена знали жесты для глухих. О глухих как устойчивом сообществе заговорили в 16 веке, когда стали изучать жестовый язык (ЖЯ) и открывать школы для детей, лишённых слуха. Почему к слепым или даже к людям с частичной утратой интеллекта — юродивым — отношение иное, чем к глухим? Слепых и юродивых в старину    в народе называли «божьими людьми», считали их предсказателями судеб. К глухим такие определения никогда не применялись. Причина подобных отношений, очевидно, в том, что ни слепота, ни даже недостаточность умственного развития не влияют на одно из главных человеческих качеств — способность к общению.

Слово «глухонемой» оскорбительно и не корректно (в 1956 году Всемирная ассоциация глухих известила о том все страны, организации          и ведомства) правильно:- «неслышащие», «глухие», «люди с нарушениями слуха».

Людям с тяжелым нарушением слуха затруднительно пользоваться сферой общественных услуг и приобщиться к культурной жизни.

Дефицит телепередач с субтитрами на простом языке — один из многих примеров, подтверждающих это. Русский звуковой язык для неслышаших иностранный. Они общаются на жестовом языке. Жестовый язык — полноценная лингвистическая система со своей лексикой, морфологией и грамматикой.

Часто человеку с нарушением слуха кажется, что окружающие не понимают его проблем и что у них не хватает терпения на разговор. Поэтому он замыкается в себе.

Человеку с нарушением слуха нужно с самого раннего возраста быть вместе с нормально слышащими ровесниками.
Социальные и культурные нормы Мира глухих немного отличаются  от правил поведения слышащих людей. И эти отличия вызывают у последних непринятие глухих как нормальных.

Нужна работа в этом направлении – сглаживание разногласий и помощь в понимании глухих как представителей этнической группы,  как часть культуры глухих, разграничивает Миры глухих и слышащих.

По тому, как в обществе относятся к людям с ограниченными возможностями, можно судить об уровне цивилизованности, ведь такие инвалиды — зеркало нравственного состояния общества.

Изучение развития эмоциональной сферы людей с нарушением слуха необходимо для понимания их возрастных и индивидуальных особенностей,        как основы для совершенствования путей психологического воздействия  и коррекции. По данным ВОЗ количество больных с нарушением слуха           с каждым годом увеличивается.

 Недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир глухого человека. Наибольший ущерб развития глухих людей приносит создаваемое глухотой препятствие развитию речи, как средств общения. Современные исследователи в области сурдопсихологии пришли к выводу, что все причины и факторы нарушения слуха следует разделить на три группы. Первая группа — это причины и факторы, приводящие  к возникновению наследственной глухоты или тугоухости. Вторая группа — факторы, воздействующие на развивающийся плод во время беременности матери или приводящие к общей интоксикации организма матери в этот период (врожденное нарушение слуха). Третья группа — факторы, действующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жизни.

Выраженные нарушения слуха являются одной из наиболее часто встречающихся патологий при рождении. При несвоевременном выявлении        они приводят к задержке развития речи, языка, когнитивных функций.

Значение слуха в жизни человека трудно переоценить. Отмечают, что  в период интенсивного развития маленького ребенка слух несет 80 % информации о предметах, явлениях, событиях окружающего мира, характерах находящихся рядом людей. Слух позволяет существенно расширить информационное поле, значительно облегчает социализацию, позволяет человеку более свободно ориентироваться в пространстве.

Немаловажно наличие слуха и для более успешного эстетического развития личности (музыка). Одна из самых значительных функций слуха для ребенка – предпосылка для успешного формирования речи.  При отсутствии слуха речь не развивается без дополнительной стимуляции       и привлечения дополнительных средств.

Специалисты рекомендуют регулярно проверять остроту слуха, чтобы вовремя заметить снижение.

Профилактика потери слуха – это комплекс мероприятий  и своеобразный стиль жизни. К сожалению, пока не придумали универсальной таблетки, которая бы сделала вас неуязвимым к громкому шуму или звуковой какофонии. Если природа подарила вам безупречный слух, не воспринимайте это как данность: берегите его, чтобы и дальше радоваться жизни!

Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов

Однако если возникли проблемы со слухом необходимо получить консультацию врача и пройти необходимые обследования.  Чем раньше обнаружена проблема, тем легче с ней справиться.

Специалист по связям с общественностью ГБУЗ «ВРЦОЗ и МП»

Елена Александровна Виноградская

 

Источники:

 https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/deafness-and-hearing-loss;

https://www.who.int/ru;

https://siteofficial.ru/voz/